Лариса Баташова
Занятие по ознакомлению с изобразительным искусством в подготовительной группе «Путешествие в царство Живопись»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с изобразительным искусством
Тема: «Путешествие в царство Живопись»
Программное содержание:
Темочки:
Продолжать работу по формированию навыков последовательного, целостного художественного восприятия подлинного искусства. Закреплять знания о жанрах живописи. Формировать основы художественной культуры детей, продолжая знакомить с произведениями живописи камчатских художников Белых В. А., Тришкина В. И., Пястолова Г. Н. Учить видеть своеобразие, отличительные особенности в картинах разных художников, особенности творческой манеры некоторых из них. Подвести к пониманию того, о чем и как говорит искусство, о том, что художник изображает картины окружающего мира, вызвавшие его интерес.
Подвести к пониманию того, о чем и как говорит искусство, о том,
что художник изображает картины окружающего мира, вызвавшие его интерес.
Развивать способность к ассоциативным аналогиям между звуковыми, пластическими художественными образами, устойчивый интерес к живописи,эстетические и патриотические чувства, умение видеть прекрасное глазами художника.
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства, к родному краю. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: живопись натюрморт, пейзаж, портрет, пленер, жанры, репродукции, галерея, композиция, салон, экскурсовод.
Предварительная работа.
Составление рассказов по картинам.
Экскурсия в осенний лес- пленер.
Рассматривание репродукций картин, беседа по ним.
Экскурсия на выставку картин камчатских художников: Белых В. А. Тришкина В. И., Пястолова Г. Н.
Дидактические игры: «Жанры живописи», «Картинная галерея», «Угадай, из каких цветов состоит этот цвет?» «Составь композицию»
Оборудование:
Стол с цветными геометрическими фигурками для составления дороги
теплого и холодного цвета (плоскостные фигурки разных геометрических форм, изготовленные из картона теплых и холодных цветов размером 10 см на 20 см - камушки).
Дворец «Музы искусств».
Плащ и венок для «Музы искусств».
Костюм стража, маски: злая, строгая, добрая.
Репродукции на мольбертах: портрет, натюрморт, три пейзажа.
На столе маленькие репродукции по количеству детей.
Натянутая лента, преграждающая вход в картинную галерею.
Картины камчатских художников; Белых В. А, Репродукции -по количеству
Тришкина В. И. Пястолова Г. Н.
Пейзажи И. И. Левитана, В. Н. Бакшеева, А. А. Пластова.
Музыкальный ряд:
Музыка как фон во время игры: Лист «Шум леса»,
Соотнесение музыки с картинами: Лист «Грустная осень»;
Штраус «Вальс» - веселая осень.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
На стенде висят репродукции:
Педагог: Ребята, я знаю, вы любите загадки. Но сегодня мы загадаем загадки нашим гостям. Попробуем создать живые картины, похожие на те, что висят на стене.
Посмотрите на картины и скажите, как они называются, и кто их написал?
Дети: «Золотая осень» И. И. Левитана, «Осень» А. А. Пластова. «Осень» И. С. Остроухова.
Педагог: Уважаемые гости, посмотрите наши живые картины, сравните с теми, которые висят на стене и отгадайте, какую из них попытались создать дети? Итак. Первый сюжет.
Дети берут ткани и составляют с ними композицию: Голубое небо, зеленая трава, слева - желтая береза, справа- синяя речка.
Гости: Это картина Левитана «Золотая осень»
Педагог: Второй сюжет.
Дети составляют следующую композицию: Голубое небо, зеленая трава, справа желтые деревья, слева три лошади.
Гости: Это картина А. А. Пластова «Осень».
Педагог:Молодцы, ребята, вы создали очень красивые картины. А сейчас мы отправимся в волшебное царство «Живопись». И поможет нам в этом дружба.
Давайте встанем в круг и поднимем себе настроение.
Дети встают в круг, идут по кругу и проговаривают слова:
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Нам преграды не страшны,
Если мы дружны!
Педагог: Вот мы с вами и оказались у ворот волшебного царства, которое называется «Живопись», но оно заколдовано и охраняется очень злым стражем. А как пройти в царство знает только «Муза искусств».
Чтобы пройти к дворцу «Музы искусств», нам необходимо построить из камушков две дорожки, одну теплого цвета, а другую холодного. Мальчики строят дорожку холодного цвета, а девочки теплого цвета. Кто быстрее построит, тот быстрее и доберется до «Музы искусств».
Дети берут со стола соответствующие фигурки - камушки (плоскостные фигурки разных геометрических форм, изготовленные из картонатеплых и холодных цветов размером 10см на 20см) и строят из них дорожки.
Педагог в это время заходит за домик-перегородку, надевает серебристый плащ и венок, превращаясь в «Музу искусств», выходит к детям с волшебной книгой.
Муза искусств : Здравствуйте, ребята! Я знаю, с какой просьбой вы пришли ко мне. В моей волшебной книге написано, что попасть в царство живописи можно, но для этого надо выполнить три задания. Только тогда страж станет добрым и пропустит вас. Готовы пройти испытание?
Дети: Да.
Муза искусств : Итак, первое задание. На мольбертах вы видите картины разных жанров: натюрморт, пейзаж, портрет. А все репродукции картин таких же жанров перемешал осенний ветер. Нужно их собрать и разложить на мольберты по своим жанрам.
Дети берут со стола по одной небольшой репродукции и кладут к соответствующему жанру: натюрморту, пейзажу или портрету.
Муза искусств :Молодцы, ребята. Вы выполнилипервоезадание. Назовите жанры живописи, которые вы сейчас раскладывали?
Дети: Пейзаж,натюрморт,портрет.
С лица стража снимается самая сердитая маска.
Муза искусств : Посмотрите, лицо стража стало добрее, он очень доволен, что вы так хорошо знаете жанры картин.
С мольберта убирается натюрморт и портрет. Остаются пейзажи.
Муза искусств : Следующее задание. Послушайте отрывок из стихотворения И. Бунина и скажите, какому из трех пейзажей оно соответствует?
Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный. Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Дети: «Золотая осень» И. И. Левитана.
Муза искусств : Правильно, молодцы. А к какой картине можно отнести это стихотворение?
Ветрено,ветрено! Вся земля проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету. (И. Токмакова)
Дети: Это картина Пластова «Осень».
С лица стража снимается вторая, менее сердитая маска.
Муза искусств : Вы отлично справились и с этим заданием. Наш страж подобрел еще больше. А сейчас - последнее задание.
Послушайте внимательно два музыкальных отрывка. Можете закрыть глаза и потанцевать.
Сначала звучит музыка Листа «Грустная осень»,дети танцуют под нее.
Затем звучит музыка Штрауса «Вальс», дети танцуют под эту музыку.
Муза искусств : А теперь посмотрите на эту картину. Какая музыка больше подходит к ней? Первая или вторая?
Ответы детей.
Муза искусств : И с этим заданием вы справились. Посмотрите, как изменился страж? Лицо его стало очень добрым.
Страж: Своими знаниями вы доказали, что достойны пройти в царство живописи. (Страж опускает ленточку.) Добро пожаловать!
Муза искусств : Вот мы с вами и в волшебном царстве «Живопись», и первый зал этого царства - картинная галерея. А знаете ли вы что такое картинная галерея?
Дети: Так называется здание, где находится много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими
Муза искусств : Правильно, сами картины хранятся в музеях, выставочных залах, знаменитых картинных галереях, как, например, Третьяковская галерея, Эрмитаж и другие.
Муза искусств : Чем картины отличаются от репродукций?
Дети: Репродукции - это фотографии картин, их может быть много, а картина, написанная художником, только одна.
Муза искусств : Вы посещали выставку картин. Вспомните, с картинами какого художника мы с вами там знакомились?
Дети: С картинами Вячеслава Алексеевича Белых.
Муза искусств : Некоторые из картин Вячеслав Алексеевича вы можете увидеть здесь. Посмотрите, вы узнаете их?
Дети показывают знакомые картины.
Муза искусств : Вы помните, на этой выставке вам рассказывал о картинах экскурсовод. Давайте с вами поиграем, и теперь экскурсоводами будете вы. Что вначале должен сказать о картине экскурсовод?
Дети: Название картины и фамилию художника;
Муза искусств : Что потом?
Дети: О чем написана картина? Что самое главное в картине (выделить композиционный центр); как он изображен (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг центрав произведении и как с ним соединены детали (углубление в содержание картины); что хотел показать своим произведением художник;
Муза искусств : Чем заканчивается рассказ экскурсовода?
Дети:О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.
Муза искусств :Кто из вас хочет быть экскурсоводом и познакомить нас, посетителей выставки, с первой картиной? Выбери картину, в которой ты бы хотел оказаться, и расскажи нам о ней. Рассказ ребенка о картине В. А. Белых «Ветер надежды».
Муза искусств : Молодец, Наташа. Ты очень хорошо рассказала нам об этой замечательной картине.
Переход к другим картинам: В. М. Тришкина, Г. Н. Пястолова
Дети-экскурсоводы так же рассказывают о них.
Муза искусств : Я очень рада, что в нашем городе много художников. У каждого художника свой стиль написания картин, как у каждого человека свой почерк. У каждого художника также есть свои любимые места, свои интересы, ведь художник рисует только то, что ему нравится. Посмотрите, куда выезжают они на пленэры? В каком из этих мест вам хотелось бы тоже оказаться и почему?
Ответы детей.
Муза искусств : Представьте, что вы находитесь в том месте, которое изображено на понравившейся картине, представьте запахи, звуки, можете придумать историю или сказку.
Муза искусств : Молодцы, ребята, вы придумали интересные рассказы о картинах.
А теперь мы покидаем с вами картинную галерею и оказываемся в другом зале волшебного царства «Живопись» «Художественном салоне».
В художественный салон приходят люди, чтобы приобрести понравившуюся картину. И вам я предлагаю выбрать и купить картину. Может быть, вам нужно подарить её кому-нибудь или украсить ею квартиру. Подойдите и выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась. Забрать ее вы можете только в том случае, если расскажете, почему вы выбрали именноее, чем она вам понравилась, что вы чувствуете, глядя на эту картину.
Дети рассказывают, приобретают картины.
Муза искусств : Молодцы, ребята. Я вижу, вы хорошо знаете картины камчатских художников, умеете любоваться их искусством, а также искусством других замечательных художников. Сейчас я с вами прощаюсь, но буду рада видеть вас в музеях и галереях моего волшебного царства «Живопись». Предлагаю вам потанцевать под шум осеннего ветерка, который поможет вам вернуться в детский сад. Дети кружатся под музыку, а Муза уходит.
Выходит педагог, встречает детей.
Педагог: Ребята, понравилось вам путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Дети: Увидели красоту пейзажного искусства, научились понимать, что хотел рассказать художник в своей картине и. т. д.
Педагог: На следующем занятии попробуем сами создать картины о красоте природы.
А теперь давайте попрощаемся с гостями и вернемся в нашу группу.