Людмила Николаевна Ткаченко
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе
▼ Скачать
ЦЕЛЬ:
- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепить знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать и обогащать словарный запас, пополнить новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: ухват; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.
- Прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные:
1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.
2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Образовательные:
1. Формировать знания об истории возникновения казачества.
2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память.
2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.
3. Развивать и обогащать словарный запас.
Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, лампасы, чугунок.
Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области, выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Звонок». Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков.
Беседа о том, как жили казаки в старину.
Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.
Методические приемы: показ, объяснение, беседа.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята, сегодня, на занятие к нам пришли гости. Это потомственный казак, вахт мистер - Мищенко Виктор Иванович и казачка, правнучка нашего земляка, потомственного казака Быкадорова Ивана Михайловича – Тупиёва Екатерина Ивановна.
Казак : Здорова дневали, казачата!
Дети: Слава богу!
Воспитатель начинает «экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения «Весна в степи на Дону» :
слайд №1.
- Ребята, а поговорим с вами об истории и культуре донских казаков. Об их традициях. А начать я хочу с небольшого отрывка из стихотворения «Весна на Дону» : слайд №2,
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо
Предъявляя могучую стать.
- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О нашей реке Дон.
слайд №3, №4,№5
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель: А вы знаете, откуда пошло название реки Дон?
слайд №6 В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, впоследствии, Дионис. И теперь Дон в честь его и зовут
Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона? Слайд №7
Дети: Их стали называть казаками. слайд №8
Воспитатель: Слайд №9,№10,№11 Да, их называли казаками. Они пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Слайд №12 Они были, прежде всего, войнами, защитниками Родины.
Воспитатель: Как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?
Дети: На службе, в боях, походах.
Воспитатель: Виктор Иванович, правильно отвечают наши ребята? (В. И. - небольшой рассказ о том, как служили казаки)
Воспитатель: Слайд №13. А вы знали, что донские казаки в бой не шли без своих национальных символов – это герба и флага? У вас на столах лежат фрагменты герба. Соберите, пожалуйста, его. Что же обозначает этот символ. Щит голубого цвета означает волю. Белый олень – символ ловкости и быстроты. Стрела означает меткость.
-А на чем ездили казаки?
Дети: Они ездили на конях.
Воспитатель: Слайд №14 Да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.
- Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки – детьми и домашним хозяйством.
- Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Они назывались курени.
Воспитатель: слайд №15,№16. Курень – по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Слайд №17
В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей.
-А потом какие стали строить дома?
Дети: Потом дома стали строить из дерева и камня.
Воспитатель: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки? (Выслушивает ответы детей)
- если вы готовы, то сейчас мы с вами побываем в казачьей горнице.
слайд №18,
- Казаки были очень гостеприимны и набожны. В каждом курени в углу всегда висела икона.
Слайд №19. – Главной в доме считалась печь. Казачки должны были всегда содержать ее в полной чистоте. Если печь была грязной, то казачку считали плохой хозяйкой.
Слайд №20 – В центре горницы стоял большой обеденный стол, за которым собиралась вся семья.
Воспитатель: Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. Слайд №21
- На праздник казачка готовила особое угощение. Казачья еда была очень полезной.
Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья? Слайд №22, №23, №24
Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из неё варили уху, жарили, запекали. А ещё они варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ, пекли кулебяки, пироги, хлеб.
Воспитатель: (показывает предметы быта) Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, а ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.
Воспитатель: А какая одежда была у казаков и казачек! Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Слайд №25 -Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками с кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером.
Казаки носили штаны с лампасами и рубаху. На голове носили фуражку или папаху, на ногах – сапоги. Кинжал и шашка вешались казаку на пояс.
слайд № 26, №27. А знаете ли вы, что считалось главным украшением казака? Правильно, оружие: шашки, копья, кинжалы. Казаки умело фланкировали шашками. И не только казаки, но и женщины казачки. (Правнучка потомственного казака,нашего земляка Быкадорова Ивана Михайловича Тупиёва Екатерина Ивановна показывает детям фланкировку)
Воспитатель: Какую прическу носили казачки?
Дети: Молодые девушки носили косу слайд №28,
а женщины заплетали волосы вокруг головы. Слайд №29
Воспитатель: слайд № 30
- Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие законы должны соблюдать казаки с детства?
Дети: С уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.
Воспитатель: Молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на «Вы». При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях.
- А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках. Слайд №30
Дети: Казак и в беде не плачет.
Атамана из плохого казака не получится.
Где враг, там и казак.
Казак без службы - не казак.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Воспитатель: - Донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.
И мы с вами должны гордиться нашими предками.
Вспоминает казак о крае родном
Сидя на резвом коне вороном,
О белой хате, о чёрной земле
Мечтает он, сидя в твердом седле.
О стройных березках и тополях,
О златых колосьях в широких полях,
О речке родной, что Доном зовется,
О синей воде, что блестит серебром.
Воспитатель: Ребята, этими красивыми строками я заканчиваю наше занятие. Давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.