Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе

Людмила Николаевна Ткаченко
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе
▼ Скачать

ЦЕЛЬ:

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепить знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе» размещена в разделах

- Развивать и обогащать словарный запас, пополнить новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: ухват; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.

- Прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

ЗАДАЧИ:

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.

2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Образовательные:

1. Формировать знания об истории возникновения казачества.

2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.

3. Развивать и обогащать словарный запас.

Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, лампасы, чугунок.

Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области, выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Звонок». Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков.

Беседа о том, как жили казаки в старину.

Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.

Методические приемы: показ, объяснение, беседа.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Ребята, сегодня, на занятие к нам пришли гости. Это потомственный казак, вахт мистер - Мищенко Виктор Иванович и казачка, правнучка нашего земляка, потомственного казака Быкадорова Ивана Михайловича – Тупиёва Екатерина Ивановна.

Казак : Здорова дневали, казачата!

Дети: Слава богу!

Воспитатель начинает «экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения «Весна в степи на Дону» :

слайд №1.

- Ребята, а поговорим с вами об истории и культуре донских казаков. Об их традициях. А начать я хочу с небольшого отрывка из стихотворения «Весна на Дону» : слайд №2,

Тихий Дон разливается тихо.

И ничем по весне не сдержать.

По-казачьи, задорно и лихо

Предъявляя могучую стать.

- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

слайд №3, №4,№5

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель: А вы знаете, откуда пошло название реки Дон?

слайд №6 В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, впоследствии, Дионис. И теперь Дон в честь его и зовут

Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона? Слайд №7

Дети: Их стали называть казаками. слайд №8

Воспитатель: Слайд №9,№10,№11 Да, их называли казаками. Они пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Слайд №12 Они были, прежде всего, войнами, защитниками Родины.

Воспитатель: Как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?

Дети: На службе, в боях, походах.

Воспитатель: Виктор Иванович, правильно отвечают наши ребята? (В. И. - небольшой рассказ о том, как служили казаки)

Воспитатель: Слайд №13. А вы знали, что донские казаки в бой не шли без своих национальных символов – это герба и флага? У вас на столах лежат фрагменты герба. Соберите, пожалуйста, его. Что же обозначает этот символ. Щит голубого цвета означает волю. Белый олень – символ ловкости и быстроты. Стрела означает меткость.

-А на чем ездили казаки?

Дети: Они ездили на конях.

Воспитатель: Слайд №14 Да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.

- Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки – детьми и домашним хозяйством.

- Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Они назывались курени.

Воспитатель: слайд №15,№16. Курень – по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Слайд №17

В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей.

-А потом какие стали строить дома?

Дети: Потом дома стали строить из дерева и камня.

Воспитатель: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки? (Выслушивает ответы детей)

- если вы готовы, то сейчас мы с вами побываем в казачьей горнице.

слайд №18,

- Казаки были очень гостеприимны и набожны. В каждом курени в углу всегда висела икона.

Слайд №19. – Главной в доме считалась печь. Казачки должны были всегда содержать ее в полной чистоте. Если печь была грязной, то казачку считали плохой хозяйкой.

Слайд №20 – В центре горницы стоял большой обеденный стол, за которым собиралась вся семья.

Воспитатель: Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. Слайд №21

- На праздник казачка готовила особое угощение. Казачья еда была очень полезной.

Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья? Слайд №22, №23, №24

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из неё варили уху, жарили, запекали. А ещё они варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ, пекли кулебяки, пироги, хлеб.

Воспитатель: (показывает предметы быта) Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, а ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.

Воспитатель: А какая одежда была у казаков и казачек! Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Слайд №25 -Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками с кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером.

Казаки носили штаны с лампасами и рубаху. На голове носили фуражку или папаху, на ногах – сапоги. Кинжал и шашка вешались казаку на пояс.

слайд № 26, №27. А знаете ли вы, что считалось главным украшением казака? Правильно, оружие: шашки, копья, кинжалы. Казаки умело фланкировали шашками. И не только казаки, но и женщины казачки. (Правнучка потомственного казака,нашего земляка Быкадорова Ивана Михайловича Тупиёва Екатерина Ивановна показывает детям фланкировку)

Воспитатель: Какую прическу носили казачки?

Дети: Молодые девушки носили косу слайд №28,

а женщины заплетали волосы вокруг головы. Слайд №29

Воспитатель: слайд № 30

- Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие законы должны соблюдать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.

Воспитатель: Молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на «Вы». При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях.

- А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках. Слайд №30

Дети: Казак и в беде не плачет.

Атамана из плохого казака не получится.

Где враг, там и казак.

Казак без службы - не казак.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Воспитатель: - Донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.

И мы с вами должны гордиться нашими предками.

Вспоминает казак о крае родном

Сидя на резвом коне вороном,

О белой хате, о чёрной земле

Мечтает он, сидя в твердом седле.

О стройных березках и тополях,

О златых колосьях в широких полях,

О речке родной, что Доном зовется,

О синей воде, что блестит серебром.

Воспитатель: Ребята, этими красивыми строками я заканчиваю наше занятие. Давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.

Публикации по теме:

Конспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группеКонспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группе Цель: формировать представление о быте донского казачества. Задачи: - учить создавать объёмные фигуры; - развивать мелкую моторику пальцев.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков»Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков» Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, который передаётся от поколения к поколению. Пословицы.

Физкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группеФизкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группе Цель: Обогащение двигательного опыта детей и оздоровление детского растущего организма через народные подвижные игры; воспитание любви.

Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка»Фотоотчет о работе кружка по ознакомлению детей с русской народной культурой «Светелка» Начиная с 2016 года, я составила программы и вела кружок доп. образования по ознакомлению с русской народной культурой «Светелка» для детей.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций Донских казаков. Задачи: • Закрепить знания детей о жизни и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе
Опубликовано: 22 мая 2024 в 00:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Николаевна Ткаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД