Александра Федотова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «В стране басен»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Конспект занятия по ознакомлению
с художественной литературой в
подготовительной к школе группе.
«В стране басен»
Воспитатель: Федотова А. Б.
г. Ейск
2021
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе „В стране басен“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные задачи: Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
Развивающие задачи: Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
Воспитательные задачи:Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.
Обогащение и активизация словаря.
Оборудование:
Портрет И. А. Крылова, иллюстрации, мольберты.
Книги с баснями Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.
Книги-раскраски “Басни Крылова”.
Диафильмы.
Пластинки и кассеты с записью басен И. А. Крылова.
Атрибуты для инсценирования басен : два пенька, топорик, метла, скрипка, сыр, гроздья винограда, корзинка, элементы костюмов вороны (шапочка, крылья, стрекозы (крылья, шляпка, очки, муравья (ободок с усиками, сапожки, лисы (шапочка).
Ход занятия
Вводная часть:
В:- Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло письмо с приглашением в страну басен! Ну, что хотите туда отправиться?
Д:- Да!
В:-Дети, давайтевспомним вам много читали, рассказывали небылиц, притч, потешек, пословиц, сказок. Вы заучивали стихи, песни. А еще что вы читали?
Д:- Басни.
В:- Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров?
Д:- Нет!
В:- Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками.
В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа.
В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии – Т. Мур. У нас в России было немало баснописцев – В. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. “Эзоповским языком” он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намё к он говорил правду: “А Васька слушает да ест”, “Слона-то я и не приметил”, “Услужливый дурак опаснее врага”…
Основная часть:
В:- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое басни?
Д:- Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.
В:- Правильно, молодцы! Кто еще что может добавить?
Д:- Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.
В:- Правильно, кто еще хочет высказаться?
Д:- И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.
В:- Молодцы! Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?
Д:- Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.
Д:- В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.
Д:- В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.
В:- Правильно, на примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие. А какие вы знаете басни?
Д:- “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, “Два товарища”, “Слон и Моська”, “Стрекоза и Муравей”, “Муравей и Голубка”, “Лев и Мышонок”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки”.
В: - Молодцы, давайте вместе разомнем наши язычки и губки!
Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Бублик»
Бублик мы изобразили—
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я.
Видишь—хобот у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка—погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка всё опять.
В:- Молодцы! Ребята с баснями Лафонтена вы знакомы. Они похожи на…
Д:- Сказки.
В:- А почему?
Д:- Они начинаются, как и сказки, со слов “жил-был” или “жили-были”.
В:- Правильно. А как писал басни Лев Толстой?
Д:- Как рассказы.
В:Молодцы! И только И. А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем.
В:- Вы сейчас назвали много басен, с которыми познакомились. Вот басня “Два товарища”. Кто написал эту басню?
Д:- Её написал Лев Толстой.
В:-О чём говорится в этой басне?
Д:- О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего – упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеё тся: “Ну что тебе медведь на ухо сказал?” - “А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают”.
В:- Это поучение, вывод. Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать.
Д:- Друг познаётся в беде.
- Сам погибай, а друга выручай.
- Товарищу всегда помогай – в беде его выручай.
В:- Кто автор басни “Муравей и Голубка”?
Д:- Эту басню написал Лафонтен.
В:- Правильно, дети! Но первым историю про муравья и голубку сочинил Эзоп. Впоследствии этот сюжет заимствовали Лафонтен, Крылов, Толстой. О чём рассказывает басня “Муравей и Голубка”?
Д:-В этой басне говорится о маленьком Муравьишке, который попал в беду. Голубка ему помогла, спасла его. А когда Голубка попала в беду, её спасает Муравей.
В:- Какая басня похожа на эту по содержанию?
Д:- “Лев и Мышь”.
В:- Правильно, а кто её написал?
Д:- Эзоп, Лев Толстой, Иван Крылов, Лафонтен.
В:- Все вы правы! Басня про льва и мышь есть у каждого из этих писателей. О чём эта басня?
Д:- О том, как маленькая Мышь спасла Льва и сказала: “Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной”.
В:- Молодцы, а чему учат эти басни?
Д:- Иногда даже такие сильные, как Лев, нуждаются в помощи друзей, таких слабых, как Мышь.
Д:- За добро платят добром.
В:- Правильно, ну, что вы еще не устали?
Д:- Нет!
В:- Давайте, немного разомнемся?
Физкультминутка
Жила-была мышка Мауси (шагаем на месте)
И вдруг увидала Котауси. (присели)
У Котауси злые глазауси
(закрыли ладонями рук глаза)
И злые-презлые зубауси. (Закрыли руками рот)
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси, (встали, руки на пояс)
Подойди ко мне, милая Мауси! (Машем правой – левой рукой)
Я спою тебе песенку, Мауси, (пояс, наклоны туловища влево –вправо)
Чудесную песенку, Мауси!» (пояс, повороты туловища влево –вправо)
Но ответила умнаяМауси: (хлопаем в ладоши)
Ты меня не обманешь, Котауси!
(встали, руки на пояс)
Вижу злые твои глазауси
(закрыли ладонями рук глаза)
И злые-презлые зубауси! (Закрыли руками рот)
Так ответила умнаяМауси – (встали, руки на пояс)
И скорее бегом от Котауси. (Бег на месте)
В:- Скажите, пожалуйста, какие отрицательные черты высмеиваются в басне “Лебедь, Щука и Рак”?
Д:- Басня показывает, как плохо работать недружно.
Д:- Она учит согласной и дружной работе.
В:- А какую ещё басню С. Михалкова вы знаете?
Д:- “Ворона и Рак”.
В:- Правильно! А на какую басню И. А. Крылова она похожа?
Д:- “Ворона и Лисица”.
В:- Молодцы! Какие истории приключились с Воронами в этих баснях?
Д:- В басне “Ворона и Рак” - Ворона схватила Рака, а в басне “Ворона и Лисица” - Ворона нашла кусочек сыра.
В:- И что же?
Д:- Рак и Лиса льстили Воронам, называли их красавицами, умными, мудрыми и своими сладкими речами добились своего: Лиса – сыра, Рак – свободы, а Вороны остались ни с чем.
В:- Какими качествами вы наделите Лисицу и Рака?
Д:- Умные, хитрые, лживые.
В:- А Ворону? – представьте её перед собой.
Д:- Ворона большая, неуклюжая, тщеславная и глупая.
В:- Чему учат эти басни?
Д:- Не надо слушать лесть, льстивые слова.
В:- Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.
Д:- Верь своим очам, а не чужим речам.
- На языке медок, а на сердце – ледок.
- У лести нет чести.
В:- Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
В:- Дети, вы говорили, что басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вам нравится читать басни по ролям?
Д:- Да!
В:- Вот и сейчас мы посмотрим сценку “Стрекоза и Муравей”. Стрекоза – Катя Б., а Муравей – Лена А. Читайте так, чтобы мы почувствовали, как говорят герои басни.
(Дети читают отрывок из басни.)
В:- Какие молодцы! Рома П. и Лена А. покажут сценку “Волк и Журавль” Эзопа.
(Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.)
В:- Дети, представьте себе, что сейчас мы с вами отправимся на воображаемую экскурсию.
Мы идём вдоль красивой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге. Вот мы вошли в сад на самую красивую аллею, где стоит памятник И. А. Крылову. Вы помните, как выглядит памятник?
Воспитатель открывает иллюстрацию с памятником И. А. Крылову в Летнем саду.
Д:- Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он глубоко задумался.
В:- Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.
Дети, Памятник был сооружён на народные деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Поэт прославляет честь, что “выше злата”, и совесть, которую нельзя сравнить с богатством. В баснях Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству.
Басни Крылова написаны прекрасным народным языком. Живой, образный басенный язык блещет меткостью, острыми афоризмами. Полными пригоршнями И. А. Крылов черпал мудрые слова из языка, подслушанного в народной среде.
Заключительная часть:
В:- Ребята, вы, наверное, устали во время экскурсии. Давайте отдохнём в сквере под тенистым клёном рядом с памятником дедушке Крылову.
Д:- Давайте!
В:- Может быть сейчас дедушка Крылов расскажет нам свою басню.
(Звучит басня “Кукушка и Петух” в исполнении артиста А. Груздева.)
В:- Дети, вам понравилась экскурсия?
Д:- Да!
В:-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад! Со многими баснями мы уже познакомились и будем ещё знакомиться и не расстанемся с ними всю жизнь.