БИЙМУРЗАЕВА МАДИНА
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Съедобные и несъедобные»
Тема:"Грибы съедобные и несъедобные"
Цель: Формировать представления детей о съедобных и несъедобных грибах.
Задачи:
• закрепить представления детей о лесе; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Грибы»;
• познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы».
• расширять представления детей о многообразии грибов в родном крае.
• учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы по их характерным признакам.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе „Съедобные и несъедобные“» размещена в разделах
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: Аудио запись «Звуки леса»; муляжи грибов; корзинка.
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом», рассматривание картинок с грибами, раскрашивание изображений грибов.
Ход занятия
В начале занятия дети с воспитателем встают в круг.
Воспитатель: Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — друг другу сказали
«Доброе утро!» — останется с нами
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу начать занятие с загадки. Вы послушайте внимательно и отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Кто стоит на крепкой ножке. В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
Дети: О грибах
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о грибах.
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ребята к нам кто-то пришел, пойду, посмотрю.
Воспитатель вносит игрушку Лунтика
Лунтик: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй Лунтик.
Воспитатель: Лунтик, ты почему такой грустный, что у тебя случилось?
Лунтик: Баба Капа решила сварить грибной суп и отправила меня в лес за грибами. А мне было стыдно ей признаться в том, что я не знаю, какие грибы нужно собирать. И теперь я не знаю, что мне делать.
Воспитатель: Ребята, как же помочь Лунтику?
Дети: Нужно его познакомить с грибами.
Воспитатель: Лунтик, ты пришел как раз вовремя, мы с ребятами сегодня будем говорить о грибах. Садись на стульчик.
Воспитатель: Ребята, где растут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А можно ли собирать грибы самостоятельно?
Дети: Нет. Потому, что можно сорвать несъедобный гриб.
Воспитатель: Конечно. Собирать грибы можно только с теми, кто в них очень хорошо разбирается. А как можно назвать такого человека?
Дети: Грибник
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лес и узнать, какие грибы там растут. Дети соглашаются.
Воспитатель: Но сначала, давайте вспомним, как нужно себя вести в лесу.
Дети: Нельзя бросать мусор, это дом для зверей и птиц; нельзя шуметь в лесу: кричать, ломать веки деревьев; нельзя разрушать муравейники, муравьи – это санитары леса.
Воспитатель: Ну что отправляемся в путь.
Воспитатель включает аудио запись «Звуки леса»
Воспитатель:
Мы идем сегодня в лес. (Дети идут по кругу)
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел - (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке - опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком)
Украшай осенний бор.
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Воспитатель: - Вот мы и в лесу. Присаживайтесь на пенечки. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе.
Воспитатель:
Белый гриб растет под елкой,
Любит прелые иголки.
Загляни под елку смело –
Там растет грибочек белый!
-Ребята, посмотрите, вот он какой – белый гриб. Это съедобный гриб, он очень вкусный, не зря его называют царем грибов. У гриба есть ножка и шляпка (показывает на слайде). Какого цвета шляпка у белого гриба? (коричневая) А ножка? (белая). Посмотрите, какая она крепкая, толстая.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему эти грибы называют съедобными?
Дети: Потому что их можно есть, готовить из них разные блюда.
Воспитатель: Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них супы и другие вкусные блюда.
Воспитатель: Ребята, а какие еще грибы, кроме съедобных, вы знаете? (Ответы детей)
— Верно, есть еще грибы, которые ни в коем случае нельзя есть! Они называются несъедобные грибы. Давайте узнаем, как они выглядят.
— Это грибы – мухоморы. Какого цвета у мухомора шляпка? (красная, с белыми точками) А ножка? Посмотрите, какой он яркий и красивый, его видно в лесу издалека. Но трогать его, а тем более есть, ни в коем случае нельзя! Мухомор — ядовитый гриб, им можно очень сильно отравиться и серьезно заболеть.
Воспитатель: Вот еще один ядовитый для человека гриб.
Бледнолицые поганки.
Бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду.
Обойду и позабуду.
Почему нужно обходить эти грибы стороной?
Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.
Воспитатель: Никогда не ешьте
Незнакомых ягод.
И грибы - поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт.
Воспитатель: С какими грибами мы познакомились?
Дети: Съедобными и несъедобными.
Воспитатель: Ну, что ребята нам нужно возвращаться обратно в группу.
(Дети идут друг, за другом)
Воспитатель: Мы гуляли, мы гуляли
И грибочки изучали,
А теперь пошли домой,
Сварит Капа суп грибной.
Воспитатель: Ну, что Лунтик, ты запомнил, какие грибы нужно собирать?
Лунтик: Спасибо вам, ребята, помогли вы мне в грибах разобраться и корзину грибов набрать.
Ну, а мне пора бежать, баба Капа меня уже заждалась, будет переживать.
До свидания, ребята.
А мы ребята тогда с помощью цветной бумаги склеим белый грип.
Рефлексия
- «Кто был у нас в гостях?» (Лунтик)
-«Какие бывают грибы?» (съедобные и несъедобные)