Лиана Юн
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Опыты с яйцом»
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе на тему «Опыты с яйц
ом»[/b]
Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Опыты с яйцом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Яйцо. Опыты и эксперименты с яйцами
- Темочки
Программные задачи
образовательные:
- Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать логические выводы.
- Совершенствовать речь, умение участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их. Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
- Продолжать развивать эстетическое восприятие, образное представление, художествен – творческие способности детей.
Развивающие:
- развивать у детей любознательность и наблюдательность,
- развивать первичные навыки в проектно – исследовательской деятельности, продолжать развивать эстетическое восприятие, образное представление, художественно – творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и приёмы:
- игровые
- словесные
- наглядные
- проблемные
- практические
- исследовательский
Средства ИКТ:
-ноутбук, проектор
Оборудование и материалы:
На каждого ребёнка фартуки, по 2 сырых яйца и 1 варёному, по 2 стакана с водой, соль, ложка, салфетки, лупы, корзина, аудиозапись птичьих голосов, видео о цыплятах. Картинки животных. Картинка курочки на экране, перчаточная кукла Кот.
Ход занятия:
Дети заходят в группу (звучит запись птичьих голосов, воспитатель предлагает им встать в круг.
Воспитатель: Дети, сегодня на наше занятие пришли гости и, как воспитанные дети, мы с вами должны что сделать? (ответы детей) Правильно, поздороваться, беритесь скорее за руки и повторяйте за мной:
Встанем дружно мы по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
(Ребята, улыбнитесь друг – другу, нашим гостям и конечно же мне)
Доброе утро!
Воспитатель: Дети, наступила долгожданная весна, в окно светит тёплое солнышко. Оно согревает нас своими лучиками. Послушайте, какие приятные звуки. Кто так красиво поёт? (птицы). Как называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края? (перелётные). Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (зимующие) Вот сейчас мы про них и расскажем (пальчиковая игра)
Тили – теле, тили – теле
С юга птицы прилетели.
Прилетел к нам скворушка
Серенькое пёрышко,
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей
Цапля, лебедь, утка, стриж
Аист, ласточка и чиж
Все вернулись, прилетели
Песни звонкие запели.
(Звучит аудиозапись голоса курицы)
Воспитатель: Ребята, а это что за птица? (курица) Курица, птица какая? (домашняя).
А отгадайте, дети загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Воспитатель: Их несут только куры? (Нет. Их несут все птицы) Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.
Дидактическая игра «Чье это яйцо» (на экране появляются картинки с животными)
Курица – куриное
Черепаха – черепашье
Утка – утиное
Змея – змеиное
Гусь – гусиное
Перепелка – перепелиное
Крокодил – крокодилье
Пингвин – пингвинье
Страус – страусиное
Воспитатель: Вам ничего не показалось странным в нашей игре? (Показалось, оказывается, яйца несут не только птицы, но и рептилии.)
(Звучит аудиозапись голоса курицы)
Откуда доносится её голос? Давайте найдём её (дети ищут курицу, обращают внимание на следы, идут по следам, следы ведут к экрану, на экране появляется курица). Вот она, курочка! А что же ты, курочка, плачешь?
Курочка: Здравствуйте, ребята. Как же мне не плакать, снесла я яички, да пока гуляла, корзинка пропала. Кто -то из курятника корзину унёс.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог у курочки корзинку унести?
(на экране появляются на выбор картинки с изображением животных: кот, лошадь, заяц, лось, птица) Вы сможете узнать кто забрал корзинку с яйцами если отгадаете загадку:
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
(кот)
Появляется кот Васька (воспитатель надевает перчаточную куклу)
Кот: да, это я забрал яйца! Они такие красивые, катятся как клубочки, я буду с ними играть!
Воспитатель: Как же тебе не стыдно, Васька, разве тебе курочку не жаль?
Кот: Я верну их, если ребята расскажут мне, что находится внутри яйца под белой скорлупой!
Воспитатель: Ну что, дети, поможем вернуть яйца курочке? Давайте пройдём в нашу «лабораторию». Надеваем на себя фартучки и для проведения опытов, нужно вспомнить правила поведения в лаборатории, при проведении экспериментов. Вы их помните? (дети повторяют правила и проходят за столы для проведения опытов.)
Кот: Ой, как много тут всего интересного! Сколько яиц! А они все целы? Как это проверить? (с помощью лупы)
Опыт 1: Дети с помощью лупы рассматривают целостность скорлупы (яйца стоят в подставках) Есть ли трещины на яйцах? (нет) Если трещин нет, значит яйца какие? (целые)
Опыт 2:
Кот: Ой, а как же можно отличить варёное яйцо от сырого, не разбивая их?
(дети выдвигают свои версии)
Воспитатель: Есть такой старинный способ. Нужно взять яйцо, положить его на блюдце и крутануть его, как волчок. Варёное яйцо будет вращаться быстро, а сырое медленно.
Кот: Давайте проверим скорее! (опытным путём выясняют сырое и варёное яйцо, дети формулируют вывод).
Опыт 3: Ребята, какую вы знаете сказку, в которой есть курочка и яйцо? («Курочка Ряба») Что случилось с яйцом, когда его уронила мышка? (разбилось). Значит скорлупа яйца какая? (хрупкая) Давайте проверим. (Дети пытаются разбить скорлупу варёных яиц).
Кот: Я забыл, если скорлупу яйца можно легко разбить, значит она какая? (хрупкая).
Воспитатель: Да, скорлупа хрупкая и одновременно прочная. Когда внутри яйца подрастает маленький цыплёнок, то он сам изнутри ломает скорлупу и выходит наружу (показывает видео).
Опыт 4:
Кот: Ребята, а если яйцо положить в воду, оно утонет, или нет? (дети выдвигают свои версии)
Воспитатель: Чтобы решить спор, мы проведём опыт. У вас на столе 2 стакана с водой. Берём аккуратно яйцо и опускаем его в стакан, который стоит от вас справа. Что вы видите? (яйцо утонуло) В стакан, стоящий от вас слева, кладём 3 ложки соли, аккуратно размешиваем, растворяем её. Теперь в этот стакан кладём яйцо. Что произошло с яйцом?
(яйцо всплыло) Ребята, в какой воде яйцо всплыло? Итак, делаем вывод: в обычной воде яйцо утонуло, а в солёной плавает на поверхности, потому что частички соли поддерживают её.
Опыт 5:
Кот: Ребята, вы мне обещали рассказать, что же там внутри яйца, под белой скорлупой.
Воспитатель: Не волнуйся, Васька, мы тебе расскажем и покажем, только сначала немножко отдохнём (проводится динамическая пауза «Цыпы по двору гуляли»)
Цыпы по двору гуляли
(пальчиками по спинке)
Цыпы крошки собирали
(пощипывают спинки)
Клю –клю –клю
Клю – клю – клюю,
(Пальчиками по спинке)
За жуком бежали
(перебираем пальчиками)
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ
(кулачками по спинке)
В лужицу упали
(шлёпнули ладошками) .
Встали, отряхнулись
(отряхиваем спинки)
К солнцу потянулись
(ручки вверх)
И пошли опять по двору гулять.
Дети возвращаются в «лабораторию».
Воспитатель: Как узнать, что же находится внутри яйца? Нужно разбить его. (Воспитатель аккуратно разбивает яйцо на тарелку) Посмотрите, из чего состоит яйцо? Что это за густая прозрачная масса? Это белок. А жёлтая круглая серединка? Это желток.
Кот: Так вот что находится внутри яйца! А где можно использовать яйца? (дети рассказывают, что яйца используют в пищу, делают омлеты, кладут в тесто и тд.)
Кот: Спасибо вам за помощь. Я узнал очень много интересного о яйце. Придётся мне выполнить своё обещание, вот тебе, курочка твои яйца, извини, что взял без спроса. (кот уходит)
Итог занятия: Дети, посмотрите, как повеселела наша курочка. Как вы думаете, чему она радуется? А что вас порадовало сегодня на занятии? Что вам показалось интересным? Что нового вы сегодня узнали? О чём вы расскажете родителям, придя сегодня домой?
А теперь мы встанем в круг,
За руки возьмёмся вдруг
Будем рядышком стоять
Будем ручками махать,
Мы играли, занимались
И немножко баловались
А теперь детвора –
Отдыхать нам пора!