Ольга Шипанова
«Чудо-вода». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: опытным путем познакомить с разными агрегатными состояниями воды.
Задачи: развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие словарного запаса, закреплять знания детей о свойствах воды.
Материалы и оборудование: глобус, вода в достаточном количестве, воронки, молоко, соль, сахар, песок, стаканы, пробирка, колба разной формы для воды, ложечки, электрический чайник, зеркало, лед, салфетки бумажные.
Материалы и оборудование: глобус, вода в достаточном количестве, воронки, молоко, соль, сахар, песок, стаканы, пробирка, колба разной формы для воды, ложечки, электрический чайник, зеркало, лед, салфетки бумажные.
Ход занятия
Публикация «„Чудо-вода“, Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной школе группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас гости.
Дети: — Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга а приветствие у нас будет не обычное:
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья. Руку дай соседу справа
Руку дай соседу слева
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Обними соседа справа
Обними соседа с лева
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа
Улыбнись соседу с лева
Ребята давайте подарим наши улыбки и нашим гостям И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: дети, посмотрите что у меня есть?
Воспитатель: дети, что же это такое, кто-нибудь знает?
Дети: глобус.
Воспитатель: правильно, глобус. Глобус это модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. Что мы можем увидеть на глобусе?
Дети: на глобусе мы можем увидеть разные страны, нашу страну.
Воспитатель крутит глобус.
Воспитатель: посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: на глобусе больше всего синего цвета.
Воспитатель: а как вы думаете, что он обозначает?
Дети: синим цветом обозначена вода – моря и океаны.
Воспитатель: как много воды на нашей планете! Она нужна для жизни на земле всем живым существам. Вода – удивительное вещество. И сегодня мы с вами в этом еще раз убедимся. Для этого мы станем учеными-исследователями, и будем проводит опыты с водой. Нам нужна лаборатория с необходимым оборудованием. Давайте пройдем чуть дальше и мы в ней окажемся. Я буду старшим научным сотрудником, а вы моими учениками – младшими лаборантами.
Воспитатель: — Ребята, нам необходимо вспомнить правила поведения в лаборатории:
Нужно работать в специальной одежде;
Нельзя ничего трогать без разрешения;
Быть внимательным и действовать по инструкции.
Воспитатель: — Молодцы! А теперь надеваем халаты и идем в лабораторию! Дети с воспитателем проходят к столу, на котором расположено оборудование для изучения воды.
Опыт№1 – вода жидкая, безвкусная.
Воспитатель: ребята, сейчас мы будем проводит исследования. Для начала мы должны убедится, что вода не имеет цвета, вкуса и запаха. Возьмите стаканчик с водой, понюхайте его, чем пахнет, попробуйте воду, какая на вкус? (дети выполняют).
В обычном состоянии вода у нас жидкая. Ее можно перемещать
из одного сосуда в другой. Как вы думаете, каким образом?
Дети: переливать.
Воспитатель: правильно. Берем воду и начинаем переливать из стакана в стакан. Воспитатель: что нам показал этот опыт?
Дети: вода жидкая, ее можно наливать в емкость и переливать из одной емкости в другую.
Опыт№2 –вода принимает форму сосуда.
Воспитатель: а сейчас убедимся, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, куда ее поместили. Что бы нам было удобно, и вода не пролилась мимо узкого горлышка, мы будем использовать воронку. Вставляем ее в горлышко бутылки и начинаем аккуратно переливать воду. Дети переливают воду из стаканов в бутылочки разной формы
Посмотрите внимательно на ваши бутылочки. Они разной формы. А стаканы, из которых вы наливали все одинаковые. Но что произошло с водой в бутылочках?
Дети: вода приняла форму колбочки
Воспитатель и дети делают вывод: вода принимает форму сосуда, в который ее помещают.
Опыт№3 – «Вода прозрачная»
Воспитатель: теперь мы проведем следующий опыт. Он покажет, прозрачна вода или нет, что вообще значит – прозрачность.
Перед детьми стаканы с водой и молоком.
Воспитатель: дети, перед вами чистая вода и молоко. И вода и молоко — жидкости, но у них большое отличие. Сейчас выясним какое отличие с помощью опыта. Возьмите, пожалуйста, маленькие игрушки, и опустите одну в стакан с водой, другую в стакан с молоком. Что вы видите?
Дети: в воде игрушка видна, а в молоке нет.
Дети с воспитателем делают вывод: вода прозрачная, потому что игрушка видна, а молоко непрозрачное, и игрушка не видна.
теперь мы с вами докажем, что вода растворяет некоторые
вещества.
Опыт №4 – «Вода – растворитель»
Воспитатель: Здесь у нас оборудование для того, чтобы узнать, что вода действительно растворяет некоторые вещества. Перед вами на столе пробирки, чтобы узнать, то там лежит, нужно отгадать загадки:
Белый как снег,
Сладкий, как мед.
Во рту тает,
Его в чай добавляют (сахар)
Это белый минерал
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша
Не понравится нам даже. (соль)
Воспитатель: как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Дети: потому что они в ней исчезают, тают
Воспитатель: предлагаю, уважаемые исследователи, убедиться в этом опытным путем.
Дети берут ложечки и размешивают сахар, а затем соль в разных стаканчиках с водой. Делают вывод, что сахар и соль в воде растворились, но вода осталась прозрачной.
Воспитатель: дети, мы в начале занятия пробовали простую чистую воду. Она имела какой вкус?
Дети отвечают, что вода вкуса не имела.
Воспитатель: а теперь попробуйте водичку в стаканчиках с сахаром и солью. Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?
Дети и воспитатель делают вывод — вода чистая не имеет вкуса, но принимает вкус растворяемых в ней веществ: сахар – вода сладкая, соль – соленая.
таким образом, мы убедились, что вода может растворять
вещества и оставаться прозрачной при этом. Поэтому пить воду тоже нужно осторожно, если вы не знаете, откуда она.
Воспитатель: но вода не все растворяет, давайте посмотрим, что находится в этой чашечке.
Воспитатель поднимает салфетку с блюдца на своем столе. Там песок.
Добавляет песок в воду и размешивает.
Воспитатель: что происходит с песком в воде?
Дети: ничего, он не растворяется.
Воспитатель: а какого цвета вода?
Дети: мутного.
Воспитатель: здесь мы видим, что вода грязная и пить ее точно не следует без очистки. Где в природе мы встречаем песок в воде в большом количестве?
Дети: реки, моря.
Воспитатель: правильно, песок лежит на морском, океаническом, речном и озерном побережье. Песок оседает и вода чистая, в шторм мутная.
Воспитатель: а сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Очень всем нужна вода. Делай раз и делай два.
Звери у ручья напились,
Влево в право наклонились.
Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дружно хлопнули в ладоши, До чего день хороший!
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора
Опыт №5 «Лед–твердая вода»
Воспитатель: приготовила для вас льдинки чтобы мы с вами понаблюдали
за таянием льда. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом?
почему лед тает?
Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Дети: Влажными.
Дети: лед – твердая вода.
Опыт №6 – «Вода парообразная»
Воспитатель предлагает детям пройти к следующему столу и напомнить о технике безопасности с электрическими приборами. На столе находится прозрачный электрический чайник и зеркало. Воспитатель нагревает воду в чайнике, дети наблюдают за кипением воды.
Воспитатель: смотрите, что происходит с водой?
Дети: вода кипит.
Воспитатель: посмотрите, что выходить из носика чайника?
Дети: пар.
Воспитатель держит над паром зеркало, на котором появляются капельки воды. Воспитатель предлагает детям потрогать капельки воды.
Дети: вода.
Воспитатель вводит новое для детей понятие «парообразное состояние воды».
Воспитатель: вот и закончилась наша исследовательская деятельность на сегодня. Но мы будем дальше познавать мир и узнавать новое и неизвестное нам в следующий раз. Что больше всего понравилось на занятии? Что меньше всего понравилось?