Нурмагомедова Луиза
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с природным явлением – вулканом.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «вулкан», «спящий вулкан», «действующий вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана (воронка, кратер, жерло, лава).
Стимулировать желание детей экспериментировать;
Развивать положительное отношение к познанию окружающего мира.
Оборудование:
макет вулкана;
поддон;
сода;
уксус;
сухая красная краска;
моющая жидкость;
Предварительная работа: изготовление макетов вулканов.
Ход занятия.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вам нужно отгадать загадку. Готовы? (ответы детей: да)
Я плююсь огнем и лавой,
Я опасный великан.
Славен я недоброй славой,
А зовут меня. (ответы детей: вулкан)
Молодцы, правильно: тема нашего занятия называется «Извержение вулкана». Чтобы помочь нам разобраться в этой теме, я пригасила Всезнайку. (заходит Всезнайка)
Всезнайка: Здравствуйте, ребята. (ответы детей: здравствуй)
Воспитатель: Всезнайка, ты можешь рассказать детям, что такое вулкан? Посмотри, какие макеты вулканов мы приготовили.
Всезнайка: да, конечно, я расскажу вам о вулканах и даже с помощью несложного опыта помогу вам разбудить ваш спящий вулкан.
Посмотрите внимательно (показывает на макет коричневого вулкана), это на вид, обычная гора, называется спящий вулкан. А это та же самая гора, но только уже с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом – это действующий вулкан.
На нашей планете очень много вулканов. Большая часть из них потухла и, казалось бы, навсегда. Но они только спят и в любую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко: один раз в 100, а может быть и в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают претворяться спящими, они дымят, не переставая и время от времени из них вылетают камни, пепел и вытекает лава.
Извержение вулкана очень опасно для жизни людей, раскаленная лава разрушает здания и сжигает все на своем пути, перекрывает дороги. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. У них есть специальные приборы, которые определяют, когда проснется вулкан. И тогда ученые предупреждают людей об опасности, а люди запасаются продуктами и одеждой, покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана.
Воспитатель: Как ты интересно рассказываешь, Всезнайка. А какое строение у вулкана? Поделишься своими знаниями?
Всезнайка: С радостью! Ребята, посмотрите на этот вулкан и скажите, на что он похож, какой он формы? (ответы детей: формы конуса)
Правильно, вулкан конусообразной формы. Давайте рассмотрим вершину вулкана, на что она похожа? (ответы детей: яму/воронку/дыру)
Верно, вершина вулкана похожа на большую яму, воронку. Эта часть вулкана называется кратер. В кратере вулкана имеется жерло, которое уходит глубоко под землю. Огненная масса, выходящая из жерла вулкана, называется лавой.
Воспитатель: Всезнайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…
Всезнайка: Я с большим удовольствием покажу вам очень интересный опыт, который поможет разбудить вулкан в вашем макете. Я смотрю, здесь и кратер имеется. Но сначала я расскажу все вашему воспитателю.
(Всезнайка и воспитатель шепчутся).
Воспитатель: Спасибо, Всезнайка, сейчас я покажу опыт ребятам. Но мне понадобиться ваша помощь, дети. Всезнайка дал мне формулу раствора, ингредиенты которого есть прямо у нас в группе. Поэтому дежурные ребята меня внимательно слушают и приносят необходимые предметы. Нужны чайная ложка, сода в красно-синей баночке, моющая жидкость и сухая красная краска. (дети приносят все необходимое).
Молодцы, ребята! Внимательно следите за моими действиями. Ребята, в воронку нашего вулкана мы вставим небольшой сосуд, это будет жерло вулкана. Сейчас приступаем к приготовлению раствора, который поможет оживить наш вулкан. Я помещаю в чашку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и несколько капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующей жидкостью самостоятельно пользоваться нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Посмотрите, что происходит.
(наблюдение за опытом)
Воспитатель: Всезнайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт, приходи к нам еще в гости, мы будем рады. Попрощайтесь, дети. (дети прощаются с Всезнайкой).
А теперь давайте приберем наш рабочий стол. Помните откуда что брали? (да. Воспитатель и дети убирают последствия опыта).
Ребята, а вам понравилось занятие? (ответы детей: да)
Что понравилось больше всего? (ответы детей: проведение опыта и др.)
Какую фигуру напоминает вулкан? (ответы детей: напоминает конус)
Какие бывают вулканы? (ответы детей: действующие и спящие)
Что извергается из вулкана? (ответы детей: лава)
Чем опасны вулканы? (ответы детей: лава очень горчащая и может навредить людям)
Как называют людей, которые изучают вулканы? (ответы детей: вулканологи)
Для чего они это делают? (ответы детей: предупреждают людей об опасности)
Молодцы, все запомнили, а сейчас я предлагаю вам нарисовать вулкан.
(Дети рисуют, и по ходу рассказывают, где вершина, кратер, лава и т. д.)