Буймова Марина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Свойства воды.
Цель: Знакомство с различными свойствами воды
Задачи:
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира :
- Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
-Развивать речь, кругозор.
-Воспитывать любознательность. любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
Стаканчики, вода (холодная, горячая, теплая, молоко, камни, гуашь, палочки, салфетки.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(Дети вместе с воспитателем сидят на ковре)Проводится пальчиковая игра «Много есть профессий»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Ответы детей.
Воспитатель: Чем занимаются ученые (ответы детей).
Воспитатель: Вот и мы с вами сегодня будем учеными. Мы будем заниматься изучением. А предмет изучения вы узнаете если дадите ответ на загадку.
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать?
догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.
Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей) Молодцы, правильно: вода – голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса. (Слайд с изображением Земли из Космоса) (Ответы детей) На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле!
Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей)
Правильно, это реки, озёра, моря, океаны. (слайд с изображением рек, озёр, морей, океанов)
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей)
Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку. (Слайд с изображением необходимости воды всему живому)
Зачем вода растениям? Как они её получают?
Зачем вода животным и птицам?
Для чего вода нужна человеку?
Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается. В кране вода - из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране- по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде надо бережно относиться, не оставлять открытыми краны.
Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных. А что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды.
Вправо, влево повернись,
В Лаборатории Воды окажись.
Вот мы с вами и в Лаборатории. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием).
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. Но прежде оденьте фартуки. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию. ПРАВИЛА. (правила, дневники)
Опыт 1. ВОДА — ЖИДКОСТЬ.
-Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке.
(Самостоятельная работа детей).
- Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко?
- Почему она растеклась по блюдечку?
(Потому что вода жидкая.)
-Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вывод - вода жидкая и может течь, её называют жидкостью.
Заполнение дневника
Опыт 2 НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ
Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?
(Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.)
- Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
(Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.)
- А есть ли форма у воды?
(Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.)
(Самостоятельная работа детей)
- Что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку?
- Какую форму она принимает?
(Форму баночки.)
- что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?
(Вода приняла форму этих предметов.)
- Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки.
- Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Вывод – вода не имеет собственной формы
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску. (В дневнике рисуем условные обозначения – вода жидкость, вода не имеет собственной формы).
Опыт 3. ЗАПАХ
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : запах.
Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет запаха, вывешивая их на доску. (В дневнике рисуем условные обозначения).
Опыт 4 ВКУС
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет вкуса, и вывешивает на магнитную доску. (В дневнике рисуем условные обозначения)
Опыт 5 ЦВЕТ.
Какого цвета вода?
Чистая вода не имеет цвета.
Пакетик с заваркой - изменила цвет.
Краска — изменила цвет.
Вывод: своего цвета у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет цвета, и вывешивает на магнитную доску. (В дневнике рисуем условные обозначения)
ПРОЗРАЧНОСТЬ.
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.
Значит чистая вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Добавляем муку.
Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: Вода — растворитель. Но не все вещества могут растворяться в воде.
Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску. (дети зарисовывают)
Опыт 6. СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ПРЕДМЕТЫ
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет цвета, и вывешивает на магнитную доску. (В дневнике рисуем условные обозначения)
Наша лаборатория сегодня отлично потрудилась. Давайте вспомним к какие cвойства имеет вода.
Что вы сегодня вечером расскажете дома, где вы побывали? Что нового узнали? Что научились делать?