Савченко Александра
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие мыльного пузыря» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
по опытно-экспериментальной деятельности
«Путешествие мыльного пузыря»
в средней группе «Золушка»
Воспитатель:
МБДОУ д/с №2 «Сказка»
Савченко А. В.
Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие мыльного пузыря“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
(туалетное, хозяйственное, жидкое); способами образования мыльных пузырей.
Задачи:
Образовательные : Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.
Развивающие: Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
Воспитательные: Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: Пузырик –воздушный шар, таинственная коробочка, пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, кусочки мыла, коктельные трубочки, жидкое мыло.
Словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (цветная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.
Примерный ход проведения: Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель :
Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь свои улыбки друг другу. Я очень рада, что у вас хорошее настроение.
Воспитатель :Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда садитесь поудобнее и слушайте:
«Жил –был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый, но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам коробочку с письмом: «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик.»
Воспитатель:
Ребята, поможем Пузырику (ответ детей). Интересно, что
это за волшебные кирпичики. Вы сможете узнать, если отгадаете загадку:
Это наш хороший друг
Воспитатель: Правильно, это мыло. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки). Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.
(открывает коробку, достает кусочки мыла).
Воспитатель:
Первый наш помощник –глаза.
-Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой).
Следующий помощник –уши.
-О чем они говорят? (предмет не издает звука) .
-А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный).
Возьмите этот предмет в руки.
(выбирайте какой вам нравится).
-Что руки вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый).
-Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете (ароматный, душистый, пахучий).
-Мы рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен? (умываться, мыть руки, стирать)
. Вывод: Мыло, которым мы моем руки, умываемся называется "Туалетное".
Давайте повторим "Туалетное". Оно может быть разного цвета и разной формы и иметь разный запах.
Воспитатель:
Давайте положим разноцветные кусочки мыла на поднос и посчитаем сколько у нас их всего.
(Дети считают кусочки мыла, их 5. На столе разложены цифры от 1 до 5).
Воспитатель:
Соня, найди нам цифру 5
(ребенок находит и показывает цифру).
А теперь внимательно посмотрите и запомните, где какое мыло лежит. Закройте глаза (воспитатель убирает два кусочка мыла). Откройте глаза и назовите какого цвета мыла не стало (дети называют).
Давайте посчитаем, сколько кусочков мыла у нас осталось (дети считают, их 3).
Воспитатель:
Кирюша, найди нам цифру 3 (и т д.)
-Смотрите, в коробке еще что-то лежит. Я догадалась. Пузырик хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки? Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку. Алгоритм, изображенный на картинках: закатываем рукава, открываем кран,
моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава.
-Картинки сложим по порядку и отправим Пузырику.
Смотрите, ребята, в коробке еще одно письмо. Пузырик приглашает вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам. Если вы по ним пойдете, что-то новое найдете. Пойдем?
Вот первая дорожка. По ней мы пойдем, поставив руки на пояс, с высоким подниманием коленей.
Вот мы и пришли –открываем коробочку. Поглядим, что же в ней? (Дети нюхают, трогают, определяют, что это то же мыло).
-Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? (ответ детей).
Воспитатель: Это мыло называется (Хозяйственное). Оно применяется в хозяйстве для стирки белья,
обезжиривания каких либо предметов. Давайте повторим "Хозяйственное". -Нам пора двигаться дальше. По второй дорожке мы будем прыгать как зайчики. Ой, на пенечке что-то лежит. Бутылочка. А на ней написано: «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким? (Потому что оно течет). А для чего оно необходимо? (Ребята по этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей). Продолжим свое путешествие. По этой дорожке мы пойдем на носочках. Шли-шли, в лабораторию пришли. Здесь все готово для работы. Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:
1. Все за собой ты убери, Будь аккуратным, не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда, Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай, Соседа всегда своего уважай!
На столах стоят баночки с водой.
-Ребята, как вы думаете, что в баночках (Вода). А как вы это определили?
(Посмотрели, понюхали). Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.
-А если мы нальем в банку жидкого мыла, что произойдет с водой? (мыло растворится в воде, появится пена).
Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети размешивают мыло ложечками, наблюдают, как оно растворяется в воде. Я предлагаю провести опыт «У кого пена выше и?»
Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.
-А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную
воду. (Дети выполняют). Что произошло с водой (Появились пузырьки, пена.) Откуда появились пузырьки (Мы выдули их из мыльной воды).
Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков. (влетает Пузырик).
Пузырик : -Здравствуйте ребята! Я пролетал мимо и решил к вам заглянуть. Как у вас тут интересно, и как много получилось у вас мыльных пузыриков. Теперь они будут моими друзьями, но как они получились?
Воспитатель: А дети сейчас расскажут тебе, что они делали чтобы
получились пузыри.
(рассказ детей)
«Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить. Все размылить, размешать
И немного подождать! Полетели пузыри Легкие, как мотыльки, С ними можно поиграть, Половить и полетать».
Воспитатель: Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували (ответ детей). Вот какое мыло, и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить. А еще оно может всех нас повеселить. Давайте представим, что мы с вами –фокусники, выступаем в цирке.
Воспитатель раздает детям баночки с «Мыльными пузырями» и предлагает сказать волшебные слова: «Раз, два, три–появитесь, разноцветные пузыри!». Звучит аудиозапись песни «Цирк»
Дети выдувают мыльные пузыри, ловят их, соревнуются, у кого больше пузырей получилось, чей пузырь самый большой. По окончании звучания песни дети завинчивают крышечки на банках с мыльными пузырями и помещают их на полочку в экспериментальном уголке группы.