Гончарова Любовь
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной
деятельности детей «Свойства воды».
Подготовительная группа
Воспитатель: Гончарова Л. А.
Февраль 2014г.
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (экспериментально-опытная деятельность детей).
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Тема: «Свойства воды».
Интеграция: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы, социализация, ху-дожественное творчество, музыкально-художественное творчество, труд.
Программное содержание.
1. Через экспериментирование и практическую деятельность предоставить детям возможность провести и объяснить простейшие эксперименты с водой: формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Закреплять умения оп-ределять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпчатый, липкий и др.).
2. Закреплять умение составлять описательный рассказ по картине, употребляя в речи синонимы и антонимы; сравнивать явления при-роды (снегопад, оттепель, метель, гололедица, изморозь); отгадывать загадки, выделять существенные признаки предметов. Знать имена поэтов, авторов прочитанных стихотворений.
3. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, уметь более точно охарактеризовать объект, ситуацию, привлекать внимание детей к выразительным средствам (образные слова и вы-ражения, эпитеты, сравнения).
4. Воспитывать эстетические чувства детей : эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения.
5. Побуждать детей передавать в рисунке полученные впечатления о зиме (деревья, покрытые изморозью). Развивать эстетические вос-приятия, воображения, образные представления.
Активизация словаря: слова-эпитеты (серебристые, нежные, белые, холодные, мягкие и т. д.); сравнения (легкие, словно пушинки; ажурные, словно кружево; хрустальные, словно стекло; блестящие, словно серебро; сверкающие, словно звездочки и др.); явления природы (снегопад, метель, гололедица, оттепель, изморозь и др.).
Материал и оборудование: вода, снег, лед, соль, песок, масло растительное; приборы для проведения опытов : баночки, стаканы, палочки, молоточки, стеклышки, пипетки, ложки чайные, трубочки (пластмассовые и стеклянные, штатив со спиртовкой, глобус, физическая карта мира, иллюстрация картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», картина с изображением березы, покрытой изморозью, карточки с изображением осадков (туман, снег, дождь, изморозь и т. д., иллюстрации зимних пейзажей и круговорота воды в природе, формы для снега и льда, клеенки резиновые, пробирки.
Ход НОД.
I. Под музыку «Белые кораблики – это облака» празднично одетые дети заходят в группу. Девочки, похожие на снежинок, в белоснежных платьях, с огромными бантами в прическе. Групповая комната украшена снежинками, много наглядного материала, на столах рас-ставлено оборудование для опытов.
1. Сюрпризный момент: вбегает Снежная Королева – хозяйка льдов, холода, мороза. Просит, чтобы дети много рассказали о снеге, о льдах, о воде. Уходит, но предупреждает, что ветер – ее помощник все слышит и донесет все, о чем будут рассказывать дети.
2. Педагог: «Дети, для того, чтобы выполнить просьбу Снежной Королевы, то есть рассказать все о воде, о снеге, о льдах и показать практически, мы должны с вами пройти в лабораторию, где проводят опыты. Для этого наденьте, пожалуйста, защитные костюмы (дети, надев костюмы, подходят к столам для проведения опытов).
Педагог: «Мы с вами пришли в лабораторию. Здесь вы должны очень аккуратно работать с приборами. Когда вы вырастете, выучитесь, возможно, кто-то из вас станет научным работником, и будет проводить опыты самостоятельно, а сейчас вы должны слушать меня и делать только то, что я вам скажу.
Опыт №1.
Педагог: «Возьмите стакан с водой и посмотрите на воду. Какого она цвета?»
Ребенок: «Вода бесцветная».
Педагог: «Понюхайте. Чем пахнет вода?»
Ребенок: «Вода без запаха».
Педагог: «Проглотите несколько глотков воды из чашки, в которой налита кипяченая вода. Какого вкуса вода?»
Ребенок: «Вода без вкуса».
Педагог: «Правильно, дети, вода без вкуса, но когда очень хочется пить, очень сильная жажда, напившись, люди говорят: «Какая вкусная вода!»
Педагог: «А теперь опустите в стакан с водой трубочку. Видна она в стакане? Каким же свойством обладает вода?»
Ребенок: «Вода прозрачная».
Педагог: «Возьмите стакан с водой и перелейте воду из оного стакана в пустой другой. Что делает вода?»
Ребенок: «Вода течет».
Педагог: «А теперь наберите воду из стакана пипеткой и накапайте несколько капель на стеклышко. Что происходит с водой? Она стоит на месте?»
Ребенок: «Вода растекается, течет».
Педагог: «Каким же свойством обладает вода?»
Ребенок: «Вода обладает текучестью».
Педагог: «Что же такое вода?»
Дети: «Вода – это жидкость».
Педагог: «В каком состоянии вода находится сейчас?»
Ребенок: «Вода находится в жидком состоянии».
Опыт №2.
Педагог: «Насыпьте ложку соли в стакан с водой. Размешайте! Что произошло с солью? Все ли гранулы соли растворились в воде?»
Ребенок: «Соль в воде растворилась до полного исчезновения кри-сталлов».
Педагог: «Насыпьте в другой стакан с водой ложку песка. Размешайте! Что произошло с песком в воде?»
Ребенок: «Песок в воде не растворился».
Педагог: «Налейте пипеткой в стакан с чистой водой растительного масла. Размешайте! Растворилось ли масло в воде?»
Ребенок: «Масло плавает на поверхности воды, оно не раствори-лось».
Педагог: «Какой же можно сделать вывод из этого опыта?»
Ребенок: «В воде одни вещества растворяются, а другие нет».
Педагог: «Какую способность имеет вода?»
Ребенок: «Вода имеет способность одни вещества растворять, а другие нет».
Опыт№3.
Педагог: «А теперь подходите к другому столу. Что вы видите на столе?»
Ребенок: «Мы видим снег и лед».
Педагог: «Что происходит со снегом и льдом в тепле?»
Дети: «В тепле снег и лед тают».
Педагог: «Что образуется при таянии снега и льда?»
Дети: «При таянии снега и льда образуется вода».
Педагог: «Сравним снег и лед. Какого цвета снег? А лед?»
Дети: «Снег белый, лед бесцветный».
Педагог: «Положите в блюдце несколько фигур разного цвета и на-кройте снегом сверху. Видны фигуры сквозь снег? А теперь на другое блюдце фигуры, а сверху лед. Видны фигуры? Какой можно сделать вывод?»
Дети: «Снег непрозрачный, а лед прозрачный, потому что сквозь снег не видно фигурок, а сквозь лед они заметны».
Педагог: «Возьмите пластмассовые трубочки и начинайте втыкать их в снег. Снег какой?»
Дети: «Снег рыхлый».
Педагог: «Возьмите кусок льда, положите его на клеенку и ударьте молоточком. Что произошло со льдом?»
Дети: «Лед разбился».
Педагог: «Какой же лед?»
Дети: «Лед хрупкий».
Педагог: «А как образуется лед?»
Дети: «Вода замерзает на морозе, кристаллизуется, получается лед».
Педагог: «Потрогайте лед. Он какой на ощупь?»
Дети: «Лед холодный, твердый».
Педагог: «В каком же состоянии бывает вода?»
Дети: «Вода бывает в твердом состоянии, когда она из жидкости превращается в снег и лед, замерзая».
Педагог: «Что же такое снег и лед?»
Дети: «Снег и лед – это замерзшая вода».
Опыт №4.
Педагог: «А теперь подойдите к столу, где стоит штатив со спиртов-кой. Смотрите внимательно. Этот опыт я буду проводить сама. Я на-ливаю воду в пробирку и нагреваю ее. Что же происходит с водой?»
Дети: «Вода закипела, мы ее нагрели до кипения».
Педагог: «Во что вода превращается? Что выходит из пробирки? Поставим зеркало над паром. Что образовалось над зеркалом?»
Дети: «Вода превратилась в пар. А на стенках пробирки мы видим капельки воды. И на зеркале образовались капельки воды».
Педагог: «В каком состоянии бывает вода?»
Дети: «В парообразном. Вода – это пар, а пар – это вода». (Дети снимают костюмы и садятся на стулья).
II. Физкультминутка.
Педагог аккомпанирует на музыкальном инструменте, дети поют и танцуют на мотив песни «В лесу родилась елочка».
Мы – белые снежиночки,
Собралися сюда,
Легки мы, как пушиночки, холодные всегда.
Вот эта тучка белая –
Она была наш дом.
С нее мы опустилися
И здесь мы отдохнем.
Прилечь на землю хочется,
Но ветер – наш злодей –
Все гонит, подгоняет нас:
«Скорей, скорей, скорей…»
III. Художественное творчество. Рисование «Деревья в инее» (если останется время на занятии).
IV. Песня «Надели деревья свой белый наряд» (педагог аккомпани-рует. Дети поют один куплет).
V. Итог работы.
Педагог: «Что вам понравилось сегодня? Как человек должен отно-ситься к воде? Почему бережно и экономно? Какое у вас настрое-ние?»
В заключении педагог говорит о том, что ветер слышал, как дети хо-рошо занимались, какие они молодцы, как много знают о свойствах воды, о состоянии воды. Они очень хорошо подготовились к школе. Ветер обязательно передаст все это Снежной Королеве, и она будет очень рада и, возможно, ее сердце немножко оттает.
Угощение (детям раздают шоколадные «льдинки»).