Алевтина Пермякова
Конспект занятия по окружающему миру. Тема «Бабочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по теме «Бабочки»
Программное содержание: познакомить с новым видом бабочек дать детям представление о разнообразии бабочек, жизнедеятельности некоторых видов бабочек, (с их особенностями, внешним видом, взаимосвязи насекомых с цветущими растениями (пьют нектар, опылять растения).
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру, Тема „Бабочки“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
Развивать умение различать разновидности бабочек, активизировать и обогащать словарь детей (бабочка листовидка, хоботок, личинка, куколка).
Способствовать воспитанию любви к природе, бережное отношение к насекомым.
Закрепить знания детей о разновидностях насекомых.
Предварительная работа: чтение литературы, экскурсия на выставку бабочек, просмотр познавательного фильма про бабочек.
Материал: иллюстрации бабочек, куколки, гусеницы, личинки, диск формата DVD.
Релаксация- создание положительного настроя детей на занятие. Снять эмоциональное напряжение, развития скорости переключаемости.
(дети встают в круг, держась, за руки и передают, по кругу «ток» по цепочке друг за другом пожимающего руку стоящего справа).
Ход занятия:
После релаксации дети садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель: о чем мы сегодня будем, говорить вы узнаете, отгадав загадку.
Художественное слово:
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел (бабочка)
Воспитатель: ребята давайте закроем глаза и переместимся на остров бабочек в Таиланд и представим что, происходит на острове. Чем они питаются? Как живут бабочки? Как размножаются?
Ответы детей (дети рассказывают о бабочках).
Воспитатель: Да ребята есть бабочки, которые живут очень короткое время только тот период времени, чтобы произвести потомство.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим бабочку, из каких частей она состоит? (выставляет иллюстрации изображения бабочки).
Ответы детей (дети называют строение бабочки голова, туловище, крылья и т. д.).
Воспитатель: Ребята от других насекомых бабочек отличает, прежде всего, четыре больших крыла с ярким запоминающим рисунком. Окраска и рисунок крыльев - важнейший признак вида бабочек, которые насчитывают около 140 тысяч видов.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, от чего получается, такой красивый рисунок?
Ответы детей.
Воспитатель: У каждой бабочки причудливость окраски крыльев зависит от цвета и расположения чешуек, покрывающих крыло со всех сторон. (Показ иллюстрации чешуек бабочки). Кроме того, на крыле находятся бесцветные чешуйки, преломляющие световые лучи - это придает окраске металлический блеск. В тоже время нижняя поверхность, а иногда и форма крыльев призваны скрывать бабочку от постороннего глаза, как на пример у обитающей в тропических лесах Юга - Восточной Азии бабочки - листовидки. (иллюстрация с бабочкой листовидки)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем бабочки нужно быть похожим на листок, цветок или ствол дерева.
Ответы детей (защита от врагов).
Правильно так они защищаются от врагов. Это их защитная окраска или предупреждающая, что эта бабочка ядовита для других насекомых.
Воспитатель: Давайте рассмотрим другие части бабочки.
Голова, глаза, грудь, брюшко, передняя пара ножек, у бабочек укорочена и покрыта густыми волосками - для бабочек это орган вкуса.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что, представляет собой орган вкуса у человека?
Ответы детей (Язык).
Воспитатель: Обратите, внимание на тоненький свернутый в спираль хоботок этим хоботком она сосет нектар, он похож на маленький шланг. Когда она хочет, есть, она его разворачивает и глубоко вводит в цветок. Таким образом, бабочка сосет нектар.
Воспитатель: Ребята а, сейчас мы с вами проведем эксперимент и изготовим бабочку из наших красивых красок. Желтой, фиолетовой, розовый и оранжевой. Альбомный лист бумаги сложить пополам, затем развернуть лист и на одну половину листа капнуть пятно краски. После этого складываем лист пополам. Открывая, получаем оттиск бабочки. У всех получились разные разноцветные бабочки.
Физкультурная минутка:
Воспитатель: ребята, возьмите своих бабочек и подойдите ко мне. Посмотрите какая, красивая у нас поляна, как много цветов! И сейчас мы с вами поиграем. Ваши бабочки должны найти такой цветок, который соответствует цвету вашей бабочки.
(Цветы расположены в разных частях группы). Звучит музыка и
художественное слово:
Мы бабочки пеструшки
Не знаем мы труда.
Резвимся и летаем,
Нам весело всегда
Несемся в высоту
Порхаем и кружимся,
Резвимся на лету
Вот солнышко садиться
Проходит летний день
И бабочки пеструшки
Ложатся спать скорей
Дети перелетают с цветка на цветок и прикасаются к цветку. Когда музыка прекращается, дети возвращаются к воспитателю. Игра повторяется 2-3 раза.
(Дети возвращаются на стульчики).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего мы летали от цветка к цветку?
Ответы детей (собирали пыльцу).
Воспитатель: Правильно, бабочки их опыляют и от этого растения дают семена, плоды. Если бы не было насекомых (бабочек, пчел, мух) не появились плоды яблони вишни и другие растения.
Воспитатель: А, как выдумаете, как бабочки размножаются?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям:
1. Показ иллюстраций по периоду появления от личинки до бабочки.
2. Просмотр части фильма производства компании ВВС «раздел насекомые» - период размножения (на усмотрение воспитателя)
Воспитатель: сначала бабочка откладывает личинку на листке или коре дерева, проходит некоторое время и из личинки появляется гусеница. Ей необходимо много питаться листвой, чтобы вырасти. Когда гусеница вырастает, она изготавливает, куколку. Проходит небольшой период времени и из куколки появляется бабочка.
- Ребята, а вы хотите. Чтобы у нас появился свой остров бабочек в группе?
Ответы детей (да).
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю взять по разноцветному листу бумаги и вырезать свою бабочку. (Дети подходят к столам, на которых приготовлены сложенные пополам листы цветной галлограмной бумаги и вырезают бабочек) Звучит спокойная музыка. Воспитатель: Подходит к приготовленной поляне (доске)
Прикрепляет магнитом свою вырезанную бабочку и приглашает всех детей поместить своих бабочек!