Ольга Аруева
Конспект занятия по окружающему миру «Мы — защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
2. Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, умение работать в паре.
3. Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Воспитывать доброе отношение к природе.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Методы организации познавательной деятельности:
1. словесные – рассказ, объяснение, беседа;
2. наглядные – использование ИКТ (презентация, иллюстрации);
3. практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.
Вид деятельности
Игровая: мотивация, сюрпризный момент «Письмо», игровые задания, физкультминутка, дидактическая игра «Экологический светофор».
Коммуникативная: вопросы, отгадывание загадок, задания, указания, рассказы и объяснения детей.
Продуктивная: работа с картинками.
Оборудование: ноутбук, эмблемы экологов, иллюстрации с изображением леса и леса после пожара, иллюстрации насекомых, птиц и зверей, знаки поведения в природе, красные, зеленые и желтые карточки (светофор, карточки с текстом, 5 банок, 5 банок с грязной водой, 5 воронок, вата, марля, фартуки, шапочки.
ХОД занятия
I. Орг. момент:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Меня зовут Ольга Митрофановна. Какой замечательный день! У меня прекрасное сегодня настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, тогда в группе нашей станет светлее.
II. Создание мотива:
В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием, а к ниточке привязан конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Странный какой-то конверт, на нм ничего не написано (открываем конверт, в конверте лежит диск). Какой-то диск. Давайте посмотрим, что там (открываем презентацию)
Смотрите, это письмо от общества «Защитники природы»:
«SOS! Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Предлагаем Вам вступить в ряды защитников природы. Но сначала нужно пройти испытания. Выполнив задания, вы спасете частичку природы. В этом вам поможет карта. Вы сможете ее найти, отгадав загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — (Кот)»
Дети находят карту за игрушечным котом
III.Совместная деятельность взрослых и детей:
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь защитникам природы? Давайте откроем карту и посмотрим, куда нам надо идти. Мы находимся в детском саду. Куда ведет эта стрелка?
Дети: В лес!
Воспитатель: Правильно. И здесь нас ждет первое испытание -«Экологический светофор». Помните, каждое правильно выполненное задание поможет нам спасти частичку природы.
1. Задание 1 - Игра «Экологический светофор»
Воспитатель: Давайте повторим: вы знаете, каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор дорожный, наш экологический светофор, зажигая КРАСНЫЙ — запрещает приносить вред природе, ЖЕЛТЫЙ — предупреждает об опасности, ЗЕЛЕНЫЙ — разрешает помогать растениям и животным.
Воспитатель: Приступим к заданию. Я прочитаю Вам стихотворение, а вы только включите нужный сигнал. Правильность Ваших ответов мы проверим с помощью экологических знаков.
1) В лес зелёный я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой -
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут).
2) Завтра утром в лес пойдем
Там грибочки соберем.
Гриб любой нам нужен -
Вкусный будет ужин.
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов).
3) Фиолетовый, желтый и красный –
На окне посадил я цветы.
Дом наполнился летнею краской,
И в душе появились мечты
(Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют) (Растения увлажняют воздух, выделяют кислород, убивающие бактерии.)
4) Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
(Как можно помогать выжить зимой птицам)
(Кормушки развешиваются по деревьям, корм регулярно подсыпается)
5) Я кузнечика ловил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
6) Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет.
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
7) Бутылки и банки бросали в походе,
Не разлагается мусор в природе.
И остались на этой полянке
Горы отходов - бумажки и склянки.
Приехали снова на отдых они -
Чистого места уже не найти.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с первым заданием. А это значит, мы может открыть первую частичку природы, которую мы очистили. (открывают 1 пазл). И мы продолжаем наше путешествие. Смотрим на карту.
2. Задание 2 - «Животные и растения Красной книги» (на полянке пень, на нем – 4 красных конверта с разрезанными картинками).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая поляна. А вот и пенек, здесь что-то спрятано, давайте посмотрим. Что это? (Дети: конверты) А какого они цвета? (Дети: красные) А вы знаете, почему эти конверты именно красные? Вы что-нибудь слышали про Красную книгу? В красную книгу внесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы.
И это наше второе испытание - соберите картинки и вы узнаете несколько животных, которые занесены в Красную книгу.
(Дети собирают пазлы, называют животных)
Еще одно успешно выполненное задание, и еще одну частичку природы мы благополучно очистили (открывают 2 пазл)
4. Физминутка
Воспитатель: Ребята, а давай сейчас немного поиграем.
Дети по лесу гуляли,
(шагают на месте)
За природой наблюдали.
(ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели,
(тянутся к солнцу)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
(машут руками)
Дружно хлопаем,
(хлопают)
Ногами топаем!
(топают)
Носиком подышим,
(вдох – выдох 2 раза)
Шорохи услышим
(слушают)
Воспитатель: А теперь следуем маршруту по карте.
5. Задание 3 - «Одеть березку»
Воспитатель: Посмотрите, на березку. Мне кажется, что здесь не хватает листочков. Давайте это исправим. Для этого вам надо правильно решить несколько задач. За каждый ваш правильный ответ, я буду давать вам листочек, и вы будете наклеивать их на берзку. (На мольберте ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку за каждое правильное решение).
1) Нашёл Коля гнездо с яичками синички. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А синичка кружилась над ними и кричала.
- Как правильно поступить Коле?
2) Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Васильки, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…
- Что сказала воспитатель?
3) В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой.
- Кто из мальчиков был прав?
4) Однажды Серёжа с папой и мамой пошли в лес и решили вскипятить чай на костре. Они набрали хвороста и сложили его в кучу. Но тут мимо проходил лесник.
- Как Вы думаете, о чем он предупредил?
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Еще один уголок природы спасен! (Открывают 3 пазл)
Смотрим дальше на карту. Куда показывает указатель?
6. Задание 4 - Загрязнённая река, очистка воды
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это? Похоже на речку? А почему она такая грязная? Давайте уберем весь мусор!
(убирают мусор в пакет)
Воспитатель: А вот и лаборатория, где нас ждет последнее испытание. Из ручья, мусор из которого мы только что убрали, я набрала воду.
(На столе - ёмкости для воды, в воде мусор, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды)
Что вы о ней можете сказать? (грязная)
Чем опасна загрязнённая вода? (гибнут рыбы, птицы, растения)
Как вы думаете, что мы можем сделать?
У нас в лаборатории всего 4 рабочих места, а нас сколько? Как нам поступить?
Разбейтесь на пары, надеваем фартуки, шапочки, имитируем перчатки.
Приступаем к работе.
Для очистки воды нам понадобится воронка, чистая банка, фильтр из бумаги, ваты и марли.
А сейчас я предлагаю пропустить грязную воду через наш фильтр.
Сравните, какая была вода, и какая стала?
Как вы думаете, мы справились с заданием?
Однако, чтобы эта вода стала питьевой, нужны совершенно другие фильтры. Но теперь мы можем полить нашей водичкой цветы. (поливают цветы)
Молодцы, и еще одна частица природы спасена! (Открывают четвёртый пазл) Мы собрали всю картинку. А это значит – мы прошли все испытания. Позвольте вручить Вам эмблемы клуба «Защитники природы» – теперь Вы почетные члены этого общества. А теперь вернемся в детский сад. Для этого повернемся вокруг себя и скажем – «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись».
IV Рефлексия:
Воспитатель: Вот мы и на месте. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Что помогло вам в дороге?
Дети: карта.
Воспитатель: Какие задания вам пришлось выполнить?
Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданиями, помогли природе? Скажите, какое задание было трудно выполнять? С чем вы справились быстро. Вы молодцы, много всего знаете и умеете. А с каким настроением вы вернулись, подскажут зайчики весёлые – прекрасное, грустные – плохое. Предлагаю вам выбрать.
Методические материалы:
1. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Л. Одинцова
3. «Этажи леса» М. Пришвина
4. «Лесные домишки» В. Бианки
5. «Поможем птицам» Р. Новикова
6. Дидактические игры «Экологический светофор», «Можно-нельзя»
7. Интернет-ресурсы