Ирина Заиновна
Конспект занятия по окружающему миру «Дружба народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру
Цель: формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов, проживающих в России.
Задачи:
Образовательные: обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии.
Развивающие: стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны.
Воспитательные: воспитывать любовь и чувство патриотизма к своей стране, городу. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Дружба народов России“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Предварительная работа: беседа «Наша Родина – Россия», рассматривание национальных костюмов и жилищ людей, чтение сказок разных народов, заучивание пословиц о дружбе, рассматривание карты России, разучивание народных подвижных игр, рисование элементов одежды и головных уборов разных народов России, изготовление костюмов и куклы Масленицы.
Активизация словаря: «традиции» - это то, что передаё тся в семье из поколения в поколение: от дедов к внукам, от родителей к детям.
Оборудование и материалы: карта России, юла со стрелкой, письмо (буквы –ДРУЖБА, национальный казахский, чеченский, русский, татарский, армянский костюм (атрибут, иллюстрации костюмов разных народов, угощение – блины, чак-чак, лаваш и т. д. Видео презентация «Традиции народов России», аудиозапись для подвижной игры, зонт с лентами, макет-кукла Масленица.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на карту России.
Воспитатель: посмотрите на карту России! Какая наша страна (большая, интересная, красивая? Страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. В России проживает много людей разной национальности, насчитывают около 200 – это русские, чуваши, мордва, башкиры, армяне, татары, таджики, узбеки, чеченцы и т. д. (дети рассматривают иллюстрации).
Воспитатель: ребята, я получила письмо и не могу понять, что здесь зашифровано (показывает картинку и читает). «Для того, чтобы расшифровать слово, нужно выполнить задания». Сможете мне помочь? Стрелка покажет, с чего нам начать.
Воспитатель: стрелка, стрелка, покажи, стрелка, стрелка, укажи (стрелка указывает на картинку – татарский национальный костюм).
Воспитатель: о своем народе расскажет Артур (ребенок в национальном костюме, здоровается на родном языке. Рассказывает о народном празднике – Сабантуй. Воспитатель включает видео презентацию. Ребенок представляет блюдо – чак-чак, муравейник).
Воспитатель: татарский костюм - костюм мужчин состоит из рубахи, штанов и халата. Мужчины голове носяли тюбетейку с орнаментом. Женщины носили длинные рубахи. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх надевали камзол безрукавный (застегивался на поясе, на голове носили калфак.
Воспитатель: задание «Подбери орнамент» (после выполнения задания дети открывают букву зашифрованного слова - буква Д).
Воспитатель: вот первая буква нашего зашифрованного слова. Мы продолжаем. И стрелка укажет следующее задание: стрелка, стрелка, покажи, стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель: сейчас мы познакомимся с казахским народом и его интересным обычаем (выходит девочка в казахском национальном костюме, здоровается, рассказывает об обычае «Тусау кесу» и знакомит детей с национальным блюдом казахов).
Воспитатель: народный казахский костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами. Одежда женщин и мужчин, блистала всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего. Женский костюм состоял из светлого платья, жилета и головного убора с вышивкой, украшался пушистыми перьями филина, павлина.
Интересный обычай этого народа – «тусау кесу». Эта традиция давняя и сохранилась до сих пор. На этот праздник приглашаю гостей, накрывают стол и перерезают нить ребенку, который начинает ходить. Затем ребенок идет по дорожке и выбирает предмет. Это может быть ключ от автомобиля, деньги, музыкальный инструмент, ложка, книга. Бытует мнение, что выберет ребенок, такая у него будет судьба. Национальное блюдо – лепешки.
Воспитатель: задание для вас такое. Знаете ли вы стихотворение о Родине?
Стихотворение Т. Бутова «Родина» Н. Орлов «Родина»
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно пол мира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
Воспитатель: вы выполнили задание! (ребенок переворачивает картинку – показывает следующую букву Р).
Воспитатель: стрелка, стрелка, покажи, стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель: стрелка указала нам картинку, и мы познакомимся с Армянскими традициями (ребенок здоровается на армянском языке, рассказывает о хлебе – лаваш).
Воспитатель: традиционное жилище армян - каменный дом с земляной крышей.
Воспитатель: расскажите о традиционном хлебе армян.
Ребенок: лаваш – это белый тонкий хлеб в виде лепешки. Тесто делают из муки, воды и соли. Его пекут в специальной печке, сушат и хранят его по 3-4 месяца, перед едой брызгают водой и накрывают. Он становится мягким.
Воспитатель переворачивает картинку – показывает следующую букву У.
Воспитатель: стрелка, стрелка, покажи, стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель: каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Посмотрите, какой красивый костюм носили чеченские девушки. Он состоит платья и жилета, расшитого узорами. Девушки покрывали голову легким платком (ребенок здоровается на чеченском языке и представляет блюдо – лепешки с творогом и тыквой).
Воспитатель: раньше основной едой чеченского народа была каша из кукурузы, шашлык и домашний хлеб. Всегда острые приправы, чеснок, лук, перец, зелень. Много еды готовилось из сыра, творога, кукурузы, тыквы.
Дома и башни строили из камня, сломы, глины.
Воспитатель: для того, чтобы узнать следующую букву, нам нужно найти жилище для каждого народа (дети подбирают картинки).
Игра «Подбери дом» (затем переворачивают картинку – показывают следующую букву Ж).
Воспитатель: стрелка, стрелка, покажи, стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель: стрелка обращает внимание на эту картинку. Этот народный костюм вам знаком! Русский национальный костюм. Он состоит из нарядного сарафана, рубашки, кокошника у женщины; рубашки, кепки, штанов у мужчины (ребенок в русском костюме приветствует детей).
Воспитатель: как вы думаете, чем похожи и чем отличаются все народы, проживающие в нашей стране?
Воспитатель: у каждого народа свои песни, сказки, национальные игры и блюда. Посмотрите, каждый народ угощает всех хлебом. У русского народа - это блины, у кого-то лепешки или чак-чак. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою отличительную одежду, историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?
Воспитатель: традиции - это то, что передаё тся в семье из поколения в поколение: от дедов к внукам, от родителей к детям. Это могут быть народные праздники, песни, игры и игрушки, сказки, одежда, пища, дома. Эти вещи не имеют цены, их невозможно купить в магазине, но они имеют важное значения для каждого человека!
Воспитатель: ребята, я держу в руках куклу. Что это за традиция? Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы. Поиграем в русскую народную игру «Карусель».
Русская народная подвижная игра «Карусель» ( дети под музыку выходят и говорят: «Рассыпайся горох, сыпься по дороженьке. Закружит карусель наши резвы ноженьки!». Ведущий считает: «1, 2, 3, в карусели место займи!», дети должны взяться за ленты и шагать по кругу.
Воспитатель: поиграли весело, можно переворачивать картинку.
Воспитатель переворачивает картинку – показывает следующую букву Б.
Воспитатель: вы наверное уже догадались, последняя буква А (воспитатель переворачивает картинку – показывает последнюю букву А? Какое замечательное слово - «Дружба»!
Воспитатель: какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?
«Если дружба велика – будет Родина крепка»
«Дружному стаду и волк не страшен»
«Человек без друга, что земля без воды»
«Сила птицы в крыльях – сила человека в дружбе»
Дружба дороже денег»
«Друг познается в беде»
«Крепкую дружбу топором не разрубишь»
«Дерево сильно корнями, человек – друзьями»
Друг за друга стой, выиграешь бой»
«Народы нашей страны дружбой сильны»
«Дружба и братство лучшее богатства»
«Ты,гроза, грозись, а мы – друг за друга держись»
«Один за всех и все за одного»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Нет друга – ищи, а нашел – береги»
Воспитатель: правильно, дружба объединяет все наши народы! Как вы думаете, как же всем народам России научиться дружить? Надо общаться, играть, читать, ходить в гости, узнавать новое, рассказывать о традициях своей семьи, своего народа.
Как повезло тебе и мне мы родились в такой стране.
Где люди все – одна семья, куда ни глянь – кругом друзья!
Звучит аудиозапись «Россия». Дети принимают угощения.