Любовь Колупаева
Конспект занятия по ОХЛ «Русская народная сказка «Каша из топора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ОХЛ. Тема: Русская народная сказка «Каша из топора»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ :
-Носов «Мишкина каша»
-Гримм «Горшочек каши»
-«Маша и медведь».
.
Цель: формирование эстетического восприятия посредством русского народного фольклора.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ОХЛ „Русская народная сказка „Каша из топора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Каша из топора», сказка
- Темочки
Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Закрепить знания детей о видах сказок, о былинах, о русских богатырях. Расширить словарный запас детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русским народным сказкам; положительные качества личности: доброту, смекалку, честность. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы.
Развивающие:
Развивать внимание, мышление, память, устную речь детей.
Здоровьесберегающие:
укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.
Словарная работа: Побывка, служивый, сдобрить, притомился, котёл.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
1. Продолжать формировать умение воспринимать текст на слух.
2. Учить восстанавливать последовательное содержание по наводящим вопросам.
3. Развивать умение понимать эмоциональную окраску текста.
Ход занятия:
На доске картинки Носов «Мишкина каша», Гримм «Горшочек каши», «Маша и медведи».
-Отгадайте загадку
Бывает овсяная,
"Дружба", пшеничная.
Полезная очень,
На завтрак - отличная.
Ее мы съедим
И запьем простоквашей.
О чем же загадка?
Конечно про.
-Посмотрите на эти иллюстрации. Кто узнал, из каких они произведений (Ответы)
-Как вы думаете. что общего на этих картинках
-кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить (о каше).
Ребята, вы все, конечно, любите сказки. С самого раннего детства все мамы их рассказывают своим малышам.
- Кто придумывает сказки?
- Если сказу сочинил народ, как такая сказка называется?
- Сегодня одну из таких русских народных сказок мы с вами прочитаем.
- «Каша из топора». Как вы думаете. о чем она? А разве можно варить топор? (не исправлять ответы. Пусть мелят все подряд. Чем больше – тем лучше)
-Предлагаю посмотреть на иллюстрации (пауза. пусть посмотрят) и предположить, о чем же эта сказка. (если молчат – какие события на первой картинке, что здесь происходит и т. д)
-я предлагаю прочитать сказку и проверить наши предположения.
Садимся на стульчики
Домой из армии шел солдат. Он устал и проголодался в дороге, поэтому, дойдя до деревни, решил попроситься на ночлег в первую избу.
— Хозяева, пустите меня к себе переночевать.
— Заходи, служивый человек, — ответила старушка, распахивая дверь.
— А есть ли у тебя, хозяйка, хоть что-нибудь, чтобы перекусить с дороги? — полюбопытствовал солдат.
— Ой, милый, у самой с утра маковой росинки во рту не было, потому и тебе предложить нечего. ( В: что значит, маковой росинки не было. Что старушка имела ввиду)
— Что же поделать, придется голодным спать ложиться, — сказал было солдат, да увидел в углу топор, и пришла ему в голову мысль.
Говорит он старухе:
— Но можно сварить кашу из топора, если ничего больше нет.
— Как это, из топора? — удивилась старуха.
— Давай котелок, я покажу. ( словарная работа: Что такое котелок? Фото показать)
Принесла старуха котелок, а солдат тем временем топор вымыл и деловито в котел опустил, налил туда воды, да поставил все на огонь. ( В: Как вы думаете. получится каша) ответы не комментируются
Старухе очень интересно, как солдат из топора кашу сварит, смотрит она во все глаза за происходящим.
Закипела в котелке вода, солдат взял ложку, зачерпнул немного и попробовал на вкус.
— Ну и как каша? Готова? — спросила старуха.
— Почти, вот только несоленая совсем, жаль, что посолить нечем.
— Ой, соли-то я найду, — засуетилась старуха и принесла солдату соль.
Тот посолил воду в котелке, помешал и снова попробовал.
— Ох, хороша каша, — говорит солдат. (А правда, каша вкусная получается? Или чего-то не хватает) — Только горсточки крупы в ней не хватает.
Старуха и на крупу оказалась богата, принесла мешочек, солдат добавил сколько нужно и продолжил варить кашу.
Спустя время он снова попробовал из котелка варево и говорит:
— Ох, хороша каша, только вот кусочка масла в ней не хватает.
Старуха и масло нашла, чтобы сдобрить кашу.
— Ну все, хозяйка, накрывай на стол, доставай тарелки, ложки и хлеб, будем кашу кушать!
Накрыла старуха на стол, ломоть хлеба отрезала, а солдат всю кашу переложил из котелка по тарелкам, один топор в котелке остался. Сели они есть, а старуха всё кашу нахваливает, не думала она, что из топора такую вкусную еду можно сварить.
Доели кашу, тут старая и спрашивает:
— А когда ж топор есть будем? (А топор они будут есть)
— Так он не уварился, — ответил солдат. — Возьму-ка я его в дорогу с собой, где-нибудь там доварю. И положил топор в свой походный ранец.
Вот так солдат и каши поел, и топор забрал.
2. Беседа по содержанию.
-Откуда пришёл солдат? (Из армии).
-Что служивый попросил у старухи? (Поесть).
-К какой хитрости прибегла старуха. Чтоб не угощать содата? (Притворилась голодной).
-Какой выход нашёл солдат? (Предложил сварить кашу из топора).
- Ребята, из чего же, солдат варил кашу?
- Что ещё выпросил солдат у старухи для каши?
- Какой был солдат, что вы можете про него сказать?
– Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?
- А можно ли сказать, что и старуха и солдат были оба хитрые?
Физкульминутка :
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Подходим к иллюстрациям
-давайте подойдем к иллюстрациям и вспомним, как мы думали сначала. О чем сказка (не все подряд, а яркие ответы. Вася, ты как думал)
-а как оказалось на самом деле
-вам понравилась сказка? Давайте её вечером расскажем маме. А чтобы лучше запомнить. Я предлагаю составить свою большую иллюстрацию. Для этого нам надо подойти к столу. Взять любое изображение нашей сказки и подумать, куда мы его разместим.
Подходим к столу
-Давайте разместим саму большую картинку (дом). Куда мы ее поставим?
-вася, что ты выбрал? Куда поставим? Ит. д
ИТОГ:
Посмотрите, какая красивая иллюстрация получилась.
-с какой сказкой мы сегодня познакомились?
-кто автор сказки
-чему нас научила сказка (не жадничать, помогать друг другу)
-а мы помогаем друзьям.
Наша сказка закончилась. Всем спасибо за активное участие.
На 12 детей
1 Солдат 2 старуха 3 стол 4стул 5 стул 6 печь 7 котелок 8 топор 9 масло
10 соль 11 пшено 12 дом