Равиля хакимова
«Огонь-друг, огонь — враг». Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Огонь- друг, огонь враг»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения огня, закрепить знания о роли огня в жизни человека.
Задачи:
1. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Формировать умения реально оценивать возможную опасность, умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с огнем.
3. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Публикация «„Огонь-друг, огонь — враг“, Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Материалы к занятию : компьютер, презентация «Огонь – друг, огонь - враг», выставка книг С. Маршака, картинки с изображением различных предметов.
Ход занятия
Воспитатель: (читает загадку).
Красный язык дремать не привык.
Раз-два, слизал все дрова. (Огонь.)
- Что это такое?
Дети: Огонь
Воспитатель: Ребята, верно…. Сегодня мы с вами поговорим об огне.
Воспитатель: Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.
Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.
Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.
Но когда забывают об осторожности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. Пожары могут возникать по нашей вине, или по халатности соседа, или по причине природной стихии (молния, землетрясение, неисправности электросети, и тогда врывается в наши судьбы, в судьбы целого народа огненная беда.
Сегодня занятие мне поможет провести один очень умный, маленький, и добрый сказочный персонаж – это домовой. Ребята, а вы знаете кто такой домовой?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Давным-давно, когда наши предки уходили из дома, они ни когда не закрывали свои дома, существовало, поверье что дом охраняет от воров, от пожаров, и других неприятностей домовой. Никто никогда не видел его, ну так как от делал только добрые дела позже его сделали сказочным персонажем.
Дымовё нок: Здравствуйте ребята, меня зовут Дымовенок. Как вы думаете почему у меня такое имя?
Дети: Ответы детей.
Дымовенок: Ребятки, назвали меня так, потому что я живу в ваших домах и охраняю их от пожаров. Всем известно с древности дыма без огня не бывает
– А сейчас я вам загадаю загадку, постарайтесь её отгадать :
«Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова».
Дети: Огонь
Дымовенок: Да, это – огонь. (Показываю символ огня.)
– А сейчас я вам расскажу сказку про огонь : «Огонь – друг, огонь – враг».
«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь, где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого». Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал всё подряд.
Дымовенок: И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает : «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь : «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом. Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь?
Дети: Приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка.
Дымовенок: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение.
Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия.
Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.
Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы.
– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.
Воспитатель:
– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар?
Дети: От спички, непотушенного окурка, газовой плиты, не выключенных электроприборов и т. д.
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».
Цель: использовать содержание произведения для формирования понимания опасности огня вырвавшегося из – под контроля; учить детей внимательно слушать друг друга, вступать в диалог, высказывать свое мнение.
Воспитатель. В городах есть дома, большие и малые. Люди в разных домах живут. Большие многоэтажные дома отапливаются батареями с горячей водой. А малые, частные дома чем отапливаются?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, печкой. Печка такая уютная, теплая. А как вы считаете, печка может быть причиной пожара?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С. Мар-шака:
ПОЖАР
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила.
…
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Воспитатель: Чем опасна печь в доме? Почему нельзя без разрешения взрослых трогать заслонку, открывать печную дверцу?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Таким образом, не открывайте без разрешения взрослых печную дверцу. Оттуда может выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.
Дидактическая игра «Горит- не горит»
Цель: Формировать внимание речь, учить классификации предметов по признакам возгорания, развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитатель: Ребятки, я предлагаю вам сыграть в игру «Горит- не горит». Я буду называть разные предметы, если материал из которого состоит предмет горит, вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши, если не горит руки ваши опушены вы топаете ногами. Всем понятно задание?
Воспитатель: Ребятки, мы с вами узнали, что огонь бывает добрый и злой, Дымовенок хочет напомнить вам правила обращения с огнем:
Дымовенок:
1. Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны….
2. Помните, дети пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают.
3. Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
4. Обожгли носы и щеки.
С фейерверком шутки плохи.
5. А ведь всех предупреждали
Чтоб свечей не зажигали.
6. Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать.
7. Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
Воспитатель: Ребята, правил пожарных несложен урок,
Знай, выполняй их и помни, дружок!
Чтобы не было в доме беды,
Мы запомнить с тобою должны:
Чтоб пожаров и бед избежать,-
С огнем не пристало играть!
Воспитатель: Скажем спасибо Дымовенку, и попрощаемся с ним.
Дымовенок: До свидания ребята, до встречи на следующем занятии.