Наталья Стешенко
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Беседа о зиме. звуковой анализ слова «шар». Составление предложений.»
Задачи: Совершенствовать умение детей слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога; развивать представление детей о зиме. Развивать фонематический слух детей; закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»; развивать умение детей находить в словах одинаковые звуки; называть слова с определенным звуком в заданном месте; упражнять детей в составлении предложений из 2, 3,4 слов.
Пособия: картина-схема слова «шар», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; сюжетная картина по выбору педагога; тетради, простые карандаши. Картинки задания от щенка: картинка о зиме, следы. Игрушка щенок.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о каком времени года мы с вами будем говорить?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: Мы будем говорить о зиме.
Воспитатель: Зима - самое холодное время года, идущее сразу за осенью.
Сюрпризный момент: стук в дверь, появление игрушки – щенка.
Воспитатель: Здравствуй, щенок! Как тебя зовут?
Щенок: Здравствуйте, ребята! Я забыл, как меня зовут. Подробности помню, а как зовут, не помню. Но я вам принес картинки с заданиями, может они нам помогут, и я вспомню, как меня зовут! Вы поможете мне?
Воспитатель: Давайте поиграем с щенком. Он очень любит играть с мячом.
2. Основная часть.
Игровое упражнение в кругу с мячом «Назови ласково»
Воспитатель: Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы бросаете мне мяч и называете это слово, изменяя его так, чтобы оно звучало ласково: зима - (зимушка); снег - (снежок); лед - (ледок); мороз – (морозец); санки - (саночки).
Воспитатель: А теперь мы отправимся с вами в зимний лес, щенок очень любит гулять в лесу.
Воспитатель: Как мы будем добираться до леса?
Дети: На лыжах.
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(Дети идут с высоким подниманием колен, машут руками, словно работают лыжными палками)
Проходим садимся за столы.
Беседа о зиме по картине. (демонстрационный материал)
Воспитатель: Давайте расскажем нашему щенку о зимнем лесе. А поможет нам эта картина.
Вопросы к детям:
- Какие звери спят зимой?
- Какого цвета зимой заяц?
- Кто зимой бродит по лесу злой и голодный?
- Кто должен помогать зверям и птицам?
- Почему птиц зимой меньше, чем летом?
- Почему зимой не видно рек?
- Как приспосабливается к зиме человек?
Игровое упражнение по картинкам «Как назовем следы?» (раздаточные картинки)
Воспитатель: В лесу звери и люди оставляют следы. Мы сейчас посмотрим на следы и назовём чей это след?
След зайца - заячий. След лисы - лисий. След птицы - птичий. След от лыж - лыжный. След от санок - санный. След от медведя- медвежий. След от лося -лосиный. След от белки- беличий. След от волка- волчий.
Игра «Кто внимательный?».
Воспитатель: Молодцы! Все следы правильно назвали. А теперь посмотрим кто из вас самый внимательный. Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и назовите слова со звуком «с». За каждое названное слово я буду раздавать фишки, и мы узнаем кто больше всех слов запомнил.
Сыплет, сыплет снег с небес
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит
Сад под снегом тоже спит.
Дети: Сыплет, снег, небес, спит, снегом, лес, сонный, сад, стоит.
Физкультминутка «Если нравится тебе»
Если нравится тебе, то делай так. (Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладони.)
Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка по коленям.)
Если нравится тебе,
То ты скажи «Хорошо»,
Если нравится тебе,
То другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
Звуковой анализ слова «шар».
Воспитатель: Смотрите, щенок, нам принес картинку.
-Что на ней изображено?
- Какого он цвета?
- Сколько звуков в слове шар?
- А под картинкой есть таблица. Нам нужно вставить в эту таблицу звуки слова шар.
Дети по очереди находят звуки в слове «шар».
- Ребята, какой первый звук у слова – шар?
- Давайте все вместе скажем «ш-ш-ш».
- Он гласный или согласный?
- Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.
- Вика, подойди ко мне и приложи синюю карточку в первую клеточку.
- Ребята, а какой второй звук?
- Он гласный или согласный?
- Гласный звук мы обозначаем красным цветом.
- Дима, подойди ко мне приложи красный квадратик во вторую клеточку.
-Какой третий звук в слове ШАР?
- Правильно. Он согласный или гласный?
- Каким цветом мы обозначаем согласный звук?
-Соня, подойди и приложи карточку синего цвета в последний пустой квадратик.
- Вот мы с вами и составили схему слова шар.
- Давайте прочитаем его.
Чтение слова с указкой по схеме.
Щенок: Я вспомнил, я вспомнил, мое имя похожее на слово «Шар», но только оно звучит по-другому.
- Ребята, как же зовут меня?
-Ура, меня зовут, Шарик!
Игра со словом «шар»: к доске вызываются трое детей, назвать их звуками не по порядку: [а], [р], [ш] - дети должны встать правильно, чтобы получилось слово.
Задание: найти одинаковые звуки в словах «дом» и «дым», а потом в словах «дом», «дым», «мак».
Составление предложений из 2, 3, 4 слов по сюжетной картине.
Запись предложений (графически) на доске: .
Например: Наступила зима. Медведь зимой спит. Волк зимой ходит голодный.
Работа в тетрадях.
Задание детям: дорисовать узор.
(Узор размером в две клеточки и узор размером в одну клеточку.)
3. Заключительная часть. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания, которые нам принес Шарик.
- Давайте еще раз вспомним, чем мы с вами занимались?