Лариса Тарасова
Конспект познавательной деятельности с элементами художественного творчества в старшей группе «На помощь хозяйке Медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект НОД по образовательной области "познание с элементами художественного творчества" в старшей группе на тему :"На помощь хозяйке Медной горы"
Программное содержание:
1. Развивать у детей логическое мышление, умение различать пространственные направления, память, внимание, познавательную активность. Расширять кругозор детей, представление о достопримечательностях своей Родины, родном крае, окружающем мире; умения рассуждать и действовать в условиях проблемных ситуаций.
Публикация «Конспект познавательной деятельности с элементами художественного творчества в старшей группе „На помощь хозяйке Медной горы“» размещена в разделах
2. Совеершенствовать грамматический строй и связность речи; умение составлять небольшой рассказ по карточкам-схемам, выразительно читать стихотворения на башкирском и русском языках; совершенствовать навыки работы с пластилином; закреплять методические приёмы; продолжать формировать у детей приёмы вырезывания; упражнять в аккуратном наклеивании.
3. Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
4. Воспитывать у детей любовь к родному краю, желание узнавать его природные богатства.
Материалы и оборудование: Деревья (макеты); игрушки: зайка, мишка, лиса, ёжик, корова, магнитная доска, ёлочки разной высоты, карточки-схемы, 2 мостика, мольберты, магнитофон, полотно с геометрическими фигурами, ножницы, заготовки из белого картона, кусочек зелёного пластилина, клеёнки, салфетки, кисточки.
Обучающие задачи:
Образовательные: способствовать закреплению представления о родном крае, о достопримечательностях Республики Башкортостан; о домашних и диких животных, об окружающем мире, о растениях растущих на этой земле; формировать элементарные навыки сравнения предметов по ширине; умение составлять из частей целое; продолжать формировать элементарные приёмы конструирования, аппликации и плоскостной лепки.
Развивающие задачи: развивать смекалку, зрительную память, воображение, внимание, познавательную активность; умение сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; развивать умения рассуждать. Способствовать формированию мыслительных операций; развитию речи; развитию мелкой моторики рук.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, к природе; дружеские отношения к своим сверстникам; умение считаться с мнениями других. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, смысл вопроса и отвечать на него самостоятельно.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности :
Дети сидят полукругом на стульчиках. Звучит протяжная башкирская мелодия.
Воспитатель: Что это за мелодия, ребята? Какому народу она принадлежит?
Дети: Это башкирская мелодия.
В: А мы с вами где живем?
Д: В Башкортостане, в городе Учалы.
В: Правильно, ребята. Башкортостан, город Учалы-это ваша Родина. Вы здесь родились, потихоньку растёте, ходите в свой любимый детский сад. Как он называется?
Д: «Золотой петушок».
В: А сейчас Арслан прочитает стихотворение о нашем городе. (Читает стихотворение на башкирском языке). На каком языке Арслан прочитал стихотворение?
Д: на башкирском.
В: А теперь я прошу Настю прочитать стихотворение о нашем крае.
В: А она, на каком языке прочитала стихотворение?
Д: На русском языке.
В: Вот видите, ребята, о своей Родине, о своём крае можно рассказать на разных языках, и даже музыка может рассказать нам
о красоте и богатстве нашего края. Послушайте ещё раз эту красивую мелодию. Сядьте удобнее, закройте глазки (Звучит фонограмма). Музыка говорит нам о том, что в нашем Башкортостане много красивых лесов, широких полей, быстрых рек, голубых озёр, высоких гор и драгоценных камней. А как вы думаете, ребята, кто же владеет всем этим богатством?
Д: Хозяйка Медной горы.
В: Сегодня она прислала вот такое звуковое письмо. ( Звучит аудиозапись: «дорогие ребята, здравствуйте! Я знаю, что вы очень умные, дружные и смелые, и не боитесь никаких трудностей. У меня случилась беда! Из моей волшебной шкатулки пропали мои самые красивые камни. Найдите их, пожалуйста и принесите их. Я вас буду ждать. Спасибо. Желаю успехов»). Ребята, поможем Хозяйке Медной горы (ответ детей). Тогда мы отправимся на гору, которая находится недалеко от нашего детского сада. Вспомните, пожалуйста, её название.
Д: Она называется Таш-Биик.
В: Что обозначает это название?
Д: Высокая гора.
В: Молодцы, вы угадали! Ребята, мы пойдём через лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Воспитатель выставляет на мольберте карточки – схемы и предлагает кому-нибудь из детей составить по ним рассказ).
Дети строятся парами и отправляются в путь. Перед ними речка, через которую перекинуты 2 мостика.
В: Посмотрите, через речку перекинуты мосты. Сколько их? Это какой мост?
Д: Широкий.
В: А это какой?
Д: Узкий.
В: Подумайте, по какому мостику нам удобнее будет пройти? Почему?
(Ответы детей)
В: Вот мы перешли речку и оказались в лесу. (На полянке лежат «разбитые» птичьи яйца – вырезанные из картона и разрезанные на три части).
В: Ой, ребята, посмотрите вокруг много разбитых яиц! Кто же это сделал? (Звучат предположение детей). Какое несчастье для бедных птичек! Давайте поможем собрать яйца. ( Дети выполняют задание: «Собери яйцо»- собрать одно целое яйцо из частей).
В: Какие же вы молодцы! Вы сделали доброе дело! Птицы будут вам благодарны! А кто знает стихотворение про птиц? (Дети читают стихи о птицах-2-3 человека).
Проводиться физкультминутка «Сова»
Звучит волшебная музыка. Воспитатель находит первый камень.
В: Ребята, вы справились с заданием, вот и появился первый камень из волшебной шкатулки Хозяйки.
Дети идут дальше. Перед детьми открывается полянка, на которой сидят 2 ёжика.
В: Ребята, вам не кажется, что на этой полянке чего-то не хватает?
Посмотрите, ёжики какие-то грустные!
Д: Наверное, не хватает деревьев.
В: Правильно, а для чего нам нужны деревья? (Звучат ответы детей).
В: Конечно, без деревьев и животным, и растениям очень трудно. Я вам предлагаю, ребята, посадить деревья. (Дети выполняют задание на определение величины предметов – высокий, пониже, самый низкий. Воспитатель по ходу упражняет детей в количественном и порядковом счёте).
В: Молодцы, ребята! Теперь в этом лесу много чистого воздуха и зверюшкам будет, где спрятаться или сделать себе норку. А ёжиков мы угостим яблоком. Только как же быть – яблоко одно, а ёжиков – два!
Д: Нужно разделить яблоко пополам. (Задание на деление целого на части).
Звучит музыка, появляется второй камень.
В: Вт мы нашли второй камушек, потому что вы справились с заданием и с ново сделали доброе дело. Дети идут дальше. Перед ними полянка, на которых сидят несколько животных (игрушечных).
В: Посмотрите, какие крошечные зверюшки! Ребятки, давайте тихонько за ними понаблюдаем, чтобы не испугать их. Посмотрите, мне кажется, здесь произошла какая-то путаница. Кто же из них заблудился в лесу?
Д: Это кролик.
В: А где же его дом?
Д: В деревне.
В: Значит, кролик - это какое животное?
Д: Это домашнее животное.
В: Назовите, пожалуйста, ещё домашних животных. (Ответы детей).
В: Пускай кролик отправляется к себе домой, а в лесу будут жить только….
Д: Дикие животные. (Дети называют их).
Звучит музыка, появляется третий камень.
В: Вот видите, появился и третий камушек, значит мы на правильном пути! Ребята, наверное, вы все устали, давайте отдохнём - постелем коврики сядем на него. (Достаю лист ватмана, в котором прорезаны дырочки разной геометрической формы). Ай-ай-ай, наверное, мышки прогрызли дырки - так долго он хранился на чердаке. Давайте, залатаем его (Задание на определение геометрических фигур).
В: Вот, ребята, мы нашли все камни, собрали их в шкатулку, справились со всеми заданиями, а где же сама Хозяйка Медной горы?
Звучит музыка, входит Хозяйка.
Х: Здравствуйте, ребята, а вот и я!
Д: Здравствуйте!
Х: Спасибо большое, что вы выполнили мою просьбу и помогли найти мои самые красивые камни. Вам они понравились?
Д: Да!
Х: Помните, ребята, эти камни появляются только тогда, когда люди много трудятся, совершают хорошие поступки, творят добрые дела. Спасибо, что вы оказались такими замечательными людьми, поэтому я хочу пригласить вас к себе в мастерскую, где у меня совершаются различные чудеса.
Дети проходят в украшенную цветами, деревьями часть группы, садятся за столы и приступают ко 2 части занятия. (Конструирование, аппликация с элементами плоской лепки).
Х: Ребята, у всех вас есть дни рождения, хотите, я вам раскрою один секрет? Сегодня у нашей матушки Земли – День рождения! В этот день все люди делают подарки для земли: убирают мусор, сажают цветы, деревья, чтобы она была ещё краше. Давайте и мы сделаем для нашей земли подарок – посадим много берёзок, вот таких. (Показывает образец). Правда, красивые?
Д: Да!
2 воспитатель в роли хозяйки показывает приёмы вырезывания, наклеивания и лепки, уточняет правильность поставленной задачи у детей, затем дети приступают к работе самостоятельно. Затем воспитатель обыгрывает поделки.
Х: Какие же вы молодцы, как вы все постарались! Теперь нам нужно посадить берёзки в нашу Учалинскую землю, пусть наш край станет ещё краше. (Дети ставят берёзки на заранее выполненное панно, включается аудиозапись пения птиц).
Х: А вот уже и птички прилетели в нашу берёзовую рощу! Наверное, им тут очень понравится, и они останутся жить до самой осени.
1 восп: Спасибо тебе, Хозяйка, что научила наших детей делать такие замечательные поделки, научила беречь природу.
Х: А мне пора отправляться по своим делам. До свидания, ребята!
Воспитатель в конце занятия анализирует всю проведенную работу, выясняет у детей, что им понравилось, с чем им хотелось ещё познакомиться. И на этом занятие заканчивается.
Тарасова Лариса Анатольевна, воспитатель МАДОУ Детский сад №12, г. Учалы, Республика Башкортостан