Нина Быкова
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Ребята, давайте жить дружно!» (для учеников VI класса)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – Воспитывать у детей эмоционально-нравственную культуру поведения, развивать навыки толерантного отношения друг к другу и к окружающим.
Задачи : 1. Учить анализировать и правильно оценивать свои поступки, поступки своих друзей.
2. Формировать навыки общения в группе сверстников.
3. Развивать познавательную сферу.
4. Побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения.
Ход: Организационный момент:
- Здравствуйте ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.
Из чего наш мир состоит, из дубка, что в поле стоит,
Публикация «Конспект занятия по нравственному воспитанию „Ребята, давайте жить дружно!“ (для учеников VI класса)» размещена в разделах
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Из высоких гор с сединой, и еще, и еще из тебя со мной,
Из мальчиков и девочек, из книжек и затей,
А главное, а главное из взрослых и детей.
Этими замечательными словами мы начинаем наше занятие. Сегодня мы поговорим о вас – о мальчиках и девочках, о том какими бы мы хотели вас видеть, как вы умеете дружить.
Но сначала посмотрим, друг на друга, улыбнемся, пусть на протяжении всего нашего занятия в группе царят доброта, спокойствие и радость общения.
Опрос обучающихся по заданному на дом материалу:
Я попросила вас самостоятельно найти и подготовить пословицы о дружбе. Давайте узнаем, что же вы подобрали.
(Чтение пословиц ребятами и разбор каждой).
Например: 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Человек без друзей, что дерево без корней.
3. Друга ищи, а найдешь, береги.
4. Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
5. Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
6. Друг лучше старый, а платье новое.
7. Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием! А сейчас Оля расскажет нам стихотворение, вы должны будете сказать о чем оно.
( Чтение стихотворения:
Что такое дружба?
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Что такое дружба?
Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружить – что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята сразу
Все вместе играют,
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете :
И звери, и птицы, и дети!
- Так о чем это стихотворение, кто мне скажет?
( Ответы детей: О дружбе; что дружить приятно, весело; что, у тебя есть друзья, что на них можно положиться и т. д.)
Изучение нового учебного материала:
- Ребята, давайте сегодня поговорим о дружбе и тема нашего занятия «Ребята, давайте жить дружно!»
(Карточка с названием занятия).
- Каждый день вы встречаетесь с разными людьми. Больше всего вы общаетесь друг с другом. Все вы не похожи друг на друга, отличаетесь характерами, привычками. Поэтому строить взаимоотношения в коллективе очень сложно. В группе есть мальчики и девочки, которые вам нравятся, а есть и такие которые неприятны вам. Ты стараешься их не замечать, игнорировать, потому что они обладают недостатками, которые тебе не нравятся в людях. Как поладить со всеми? Ведь тебе придется общаться каждый день с ними. Надо учиться дружить, понимать и помогать друг другу.
- Давайте подумаем вместе, что же такое дружба? Кого можно назвать другом? Что значит дружить?
(Ответы детей).
- Хорошо, молодцы! А я например нашла такие определения в словаре Ожегова:
Друг – это человек, который связан с кем нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь, равный.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
(Карточки с понятиями).
- К нам в гости пришли два друга Гриша и Миша. Дружат они давно, но с ними постоянно случаются неприятные ситуации, ссоры. Они просят вас о помощи, чтобы вы помогли им советом.
(Иллюстрация с мальчиками).
Первая ситуация:
В тихом селе, средь кустов и дорожек,
Жили два друга – Гриша и Миша.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Гриша на встречу качелям шагнул,
Миша качели к себе потянул,
Миша: «Я первый!»
А Гриша: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Миша обиделся: «Значит, ты, Гриша,
Мне как товарищ совсем не хорош».
(Обсуждение ситуации – вопросы: 1. Почему Миша решил не дружить с Гришей? (Гриша не уступил ему качели).
2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? (Нет).
3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Надо, чтобы они уступили друг другу качели, покачались по очереди.)
- Правильно. Сейчас я вам прочитаю стихотворение еще раз, но с веселым концом, где друзья смогли договориться и избежать ссоры:
В тихом селе, средь кустов и дорожек,
Жили два друга – Гриша и Миша.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Гриша навстречу качелям шагнул,
Миша качели к себе потянул,
Миша сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Гриша, друзья!»
Вторая ситуация:
Грише как-то купили ирис
С очень веселым названьем «Кис-кис».
Лучше ириса нет в мире конфет!
(Это, признаться, уже не секрет.)
Миша сказал: «Я конфеты люблю!
Не угостишь - я тебя поколочу!»
Гриша ответил: «Если ты злой,
Значит, ириски не дам ни одной!»
(Обсуждение ситуации – вопросы: 1. Почему Гриша решил не давать Мише конфеты? (Миша начал угрожать Грише.)
2. Как можно было избежать ссоры? (Попросить вежливо.)
- Правильно. Сейчас я вам прочитаю стихотворение еще раз, но с веселым концом, где друзья смогли договориться и избежать ссоры:
Грише как-то купили ирис
С очень веселым названьем «Кис-кис».
Лучше ириса нет в мире конфет!
(Это, признаться, уже не секрет.)
Миша сказал: «Я конфеты люблю!
Не угостишь - я тебя поколочу!»
Гриша ни капельки не удивился:
«Что же ты, Миша, так рассердился?
Ирис я принес, чтоб тебя угостить.
Просто ты, Миша, забыл попросить!»
- Молодцы! Вы помогли друзьям, дали им хорошие, правильные советы, Мы будем надеяться, что они ими буду пользоваться,и не будут больше ссориться.
- Пришло время пооткровенничать и нам. Будем учиться анализировать свое поведение и поведение своих друзей. Я подготовила конверт – «КОНВЕРТ ОТКРОВЕНИЙ». Здесь лежат вопросы для вас.
(Показываю конверт детям, и они достают каждый по одному вопросу).
1. Расскажи, как в вашей группе мальчики относятся к девочкам.
2. Часто ли в вашей группе оскорбляют друг друга, и как ты к этому относишься?
3. Что делать, если у тебя назойливый и прилипчивый друг?
4. Назови три положительных и три отрицательных качества твоего друга.
5. Вы играли с другом в игру, он проиграл и расстроился, твои действия.
6. Ты идешь мимо и видишь, дерутся два малыша, твои действия.
7. Соседку по парте все время обзывают мальчишки. Как ты поступишь?
- Хорошо, вы справились с этим заданием.
Закрепление нового материала:
- Какое надежное и емкое слово … ДРУЖБА. Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но самое главное - дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни. А ваша семья – это вы, это наша дружная группа.
- Посмотрите ребята, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас свою вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями дружбы – себе, другу. Мы их откроем и прочитаем в выпускном классе.
(Дети пишут пожелания на вырезанных заранее ладошках и кладут их в кармашек.)
Подведение итогов занятия :
- Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. Настоящими друзьями могут быть не только ровесники, но и взрослые. Если ты относишься к людям по-доброму, не стремишься к пакостям и обидным словам, то у тебя всегда будут настоящие друзья.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится!
- Я хочу, чтобы эти строчки стали девизом нашей группы, если мы будем ориентироваться на них, то наша группа будет дружной, крепкой.
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Что ты узнал для себя нового?
- Изменилось ли твое мнение о дружбе, о друзьях?
- Подошло к концу наше занятие. Я надеюсь, что вы многое поняли сегодня. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. И пронесите эту дружбу через все школьные годы.