Елена Ладыгина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Плохих народов не бывает!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о татарском национальном костюме. Дать знания о быте, труде, народном творчестве, костюме, обычаях и ценностях татарского народа. Развивать связанную речь, память, внимание, мышление, обогатить словарь детей новыми словами.
Словарь: ичиги, шаровары, калфак, оборки, волан, камзол, тюбитейка.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Плохих народов не бывает!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Материалы: магнитная доска, мяч, куклы в национальных татарских костюмах (мальчик и девочка, иллюстрации, магнитофон, диски с записями, игрушка-Лиса, эмблемки курочек на всех детей, иллюстрации с символами русского, украинского и татарского народов; краски, кисти для рисования, альбомные листы, стакан-непроливайка, подставка для кисти.
Ход занятия
1. Коммуникативное приветствие «Круг дружбы».
Дети стоят в кругу.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг — и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы здесь мне подружиться?
Воспитатель: Я, Елена Юрьевна, а ты кто? Назовите ласково свои имена. (Я — Эмирчик, я — Машенька, я — Матвейчик, я — Дениска.).
2. Беседа.
Воспитатель: Ребята, мы так ласково и нежно поприветствовали друг друга, улыбнулись. Посмотрите, какие мы радостные, весёлые, но при этом мы все разные. На нашей удивительной земле живут много разных народов и у каждого есть свой язык, свои символы, обычаи, традиции. И все мы с вами живём в светлом, радостном городе Евпатория!
Ребята, я слышу, как кто-то поёт,
Кажется кто-то нам знак подаёт!
(Звучит татарская музыка).
3. Беседа о музыке.
Какая музыка прозвучала?
Какие музыкальные инструменты вы слышали?
Веселятся ли под такую музыку или грустят?
Давайте ещё раз прослушаем эту музыку.
(Выходит девушка в крымско-татарском костюме, исполняет национальный танец).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришла гостья. Такая нарядная, красивая. Давайте её поприветствуем:
С давних пор и по ныне
Говорят на Украине:
«Здоровенькі були!»
«Здравствуйте!»
Гостья: Салам алейкум, дети! Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, давайте тоже поздороваемся на татарском языке.
Дети: Салам алейкум!
Гостья: Я услышала звуки знакомой мелодии и пришла к вам! Это наша национальная мелодия, под неё мы танцуем, празднуем. На праздники мы одеваем национальную одежду, посмотрите на меня.
(Гостья рассказывает о своём костюме, дети повторяют новые слова: ичиги, шаровары, калфак, тюбитейка.)
Силуэт мужской и женской одежды подчёркивает стройность и изящность фигуры. Праздничная одежда богато украшена золотым шитьём, тесьмой. Яркая деталь костюма — пояс (ийпишли къушакъ) отделанный серебряными пряжками (къушакъ баши и сулюк).
Такой пояс был большой ценностью и передавался из поколения в поколение. Жилеты (сыралгъан тончукъ) были вышиты традиционным крымско-татарским орнаментом и были обязательным элементом костюма.
Необходимо заметить, что акценты в целом, в нарядах крымских татар делались на верхней части одежды. На голову одевали шапку (къалпакъ иль фес). Обязательным элементом был пояс в основном из серебра, очень выразительный, пышный, выполненный в технике филиграни, на рукавах вышиты ромбовидные накладные манжеты (ен къапакъ). В нижней части одежды нехарактерны были какие-то яркие, броские детали.
В праздничных нарядах предпочтение отдавалось тканям бардового, зелёного и фиолетового цветов.
Праздничные наряды крымских татарок вышивались золотыми нитями, тесьмой жёлтого цвета. Цвета красный, жёлтый, голубой выполняли защитную функцию. Невеста всегда была в платье красного цвета. Предстать перед посторонним простоволосой считалось неприличным.
Гостья: Я вижу, вам нравиться слушать о нас. Но мы не только любим петь, танцевать, но и любим играть. Хотите поиграть со мной? А игра называется «Лиса и курочки».
4. Подвижная игра «Лиса и курочки».
Ход игры: на одном конце площадки — куры и петушки, на противоположном — лисичка. Куры и петушки ходят по площадке, делая вид, что клюют зёрна. Когда к ним подкрадывается лиса, петушки кричат: «Ку-ка-ре-ку!». По этому сигналу все бегут в курятник. А лисичка бросается за ними. Стараясь задеть любого игрока. Если водящему не удаётся задеть никого, он снова водит.
Гостья: Понравилась игра?
Дети: Да!
Воспитатель: Нам очень понравилось с тобой играть. А у меня тоже есть для вас игра. Приготовила я много разных картинок с предметами одежды. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Собери костюм».
5. Дидактическая игра «Собери костюм».
Ход игры: Детям предлагаются различные варианты элементов одежды из которых они должны выбрать элементы татарского национального костюма.
Воспитатель: Ребята, мы собрали национальный костюм. Как вы думаете, какой национальности этот костюм? (Татарской). Как мы определили это? (По узору, вышивке, цвету).
Гостья: Как мне понравилось у вас в гостях! Я всем своим знакомым расскажу, какие вы гостеприимные.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы для гостьи сделаем подарок. Я приготовила шаблоны калфака — татарского национального женского головного убора. Наша с вами задача — красиво его украсить.
6. Рассматривание калфака.
Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте вспомним, какие цвета преобладают в татарском костюме и что они символизируют.
Большое значение в традиционном орнаменте имела символика. К примеру, в основании рисунка находился треугольник — оберег. Он мог быть выполнен в виде трёх листьев или вазы треугольной формы. Рисунок в виде разветвлённого дерева символизировал дерево жизни с корнями — прошлым, стволом - настоящим, и ветвями — будущим. Обильное ветвление дерева служило пожеланием многочисленного потомства в крымской татарской семье, с её стандартным родовым укладом. Изображение петуха обозначало победу добра над злом. Бадем — миндалевидный узор — использовался у девушек, готовых к супружеской жизни.
Вышивка украшалась жемчугом, бисером, драгоценными камнями.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальчики рук соединяются в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять -
(поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы закончили считать!
(руки вниз, встряхнуть кистями).
Дети рисуют.
Гостья: Спасибо, ребята! Очень мне понравились ваши рисунки. Примите от меня в дар за вашу работу угощения. (Пахлава с чаем).