Нелли Петросян
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой светлый город Владикавказ»
КОНСПЕКТ
занятия по нравственно-патриотическому
воспитанию в старшей группе
МБДОУ № 22
«МОЙ СВЕТЛЫЙ ГОРОД
ВЛАДИКАВКАЗ»
Подготовила воспитатель
Петросян Н. В.
Теоретическая обоснованность выбора нравственно-патриотического воспитания.
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Мой светлый город Владикавказ“» размещена в разделах
- Владикавказ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Исходя из многолетнего опыта работы детьми по нравственно- патриотическому воспитанию, могу дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному краю, городу, природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В обществе наблюдается «дефицит нравственности», как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-патриотического опыта. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его месса и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.
ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представление о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; необходимо воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к её армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным пониманию ребенка явлениям общественной жизни.
Тема: «Мой светлый город Владикавказ»
Образовательная область: «познавательное развитие».
Цель: формирование первичных представлений о малой родине.
Программные задачи: расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, развивать познавательный интерес к его истории, воспитать любовь и уважение к родному городу, к Родине, чувство гордости за свой народ, воспитать чувство уважения к своим предкам.
Целевые ориентиры: обладает начальными знаниями об истории родного края, проявляет любознательность достаточно владеет устной речью, обладает установкой положительного отношения к миру, другм людям и к самому себе.
Реализация образовательных областей: «познавательное развитие», «Речевое», «Художественно-Эстетическое», «Физическое».
Предварительная работа: беседа о родном крае, беседа о городе, рассматривание наглядного материала о городе, прогулка по проспекту мира с целью рассмотреть старинные дома; экскурсии в музей истории города, чтение художественных произведений о родном крае и его жителях.
Средства реализации: мультипликационная презентация, слайды, демонстрационный материал (альбом с фотографиями достопримечательных мест г. Владикавказа (старого и современного);
Книги по истории народа, аудиозапись песни о городе (А. Коренюгин «Владикавказ»).
Ход занятия : 1. Мотивационно-побудительный: на экране слайд, с изображением города в окружении гор. Воспитатель читает отрывок :
«Там где синеют горные скалы,
Терек бежит живой.
Дышит садами, светит огнями –
- город любимый мой.»
- Ребята, о каком городе говорится в этом стихотворении?
- О нашем городе Владикавказе.
- А как вы догадались?
- у нас через город протекает река Терек.
- Много гор вокруг, садов…
- А когда ночь, город светится огнями.
- Верно. А вот скажите: в какай республике находится г. Владикавказ?
- В Северной Осетии-Алании.
- Конечно, г. Владикавказ – главный город республики, в которой мы с вами живем.
-Как вы думаете, есть ли возраст у городов? (ответы детей).
- Нашему городу 235 лет с лишним. Это значит, что наш город старый.
- как называют жителе Владикавказа?
- Владикавказцы.
- Значит и вы владикавказцы (звучит аудиозапись песни о Владикавказе)
«Город есть на Тереке один,
Был для нас и будет он родным!
Песня бурных вод с гор в тебя плывет,
И всегда с тобою твой народ»….
Организационно-поисковый:
- Ребята, а вы любите свой город? - (Любим).
- Вы еще больше полюбите Владикавказ когда узнаете о нём много интересного.
- История нашего города хорошо отражена в документах. На юге России, у подножия гор и массивов раскинулся Владикавказ - главный город республики Северная Осетия-Алания. Изначально это была крепость. Она была построена по указу императрицы Екатерины 2. Крепость обеспечивала пограничные укрепления, охраняла военно-грузинскую дорогу, которая связывала Россию с Грузией. Но постепенно крепость переросла в город Владикавказ.
- Как вы думаете, почему он получил такое название? (Дети отвечают, рассуждают, выражают собственное мнение).
- Да, ребята, Владикавказ означало – «Владеющий Кавказом». Это название придумал командующий русской армией граф Павел Потёмкин. Но существовало и другое название – осетинское – Дзайджихъау, что в переводе означало «поселение Дзауга».
Осетин Дзауг Бугулов еще до появления Владикавказ основал неподалеку село, поэтому осетинское население называла крепость Дзайджихъау.
- Кто знает как еще назывался наш город?
- Орджоникидзе.
Правильно, в честь Советского государственного деятеля. Долгие годы он назывался городом Орджоникидзе. Город мирно развивался, но начавшаяся Великая Отечественная Война прервала мирную жизнь, и многонациональный город встал на защиту Родины. И наш город, опять Владикавказ, получил заслуженное звание «Город Воинской Славы».
(Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций города).
Дети делятся своими знаниями, полученными от родителей, бабушек и дедушек об истории города.
Физ. минутка: осет. игра «Наездники».
На экране слайд старой площади Свободы и современной.
- Вот опять мы оказались в нашем городе.
Ребята, какое место в нашем городе считается главным? (Ответы детей).
- Правильно. Это площадь Свободы, оттуда начинается проспект мира.
- А почему площадь Свободы считается главным местом?
- На площади проходят городские собрания, праздники, парады.
- А что еще находится на площади?
- Дом правительства.
- Парк им. К. Л. Хетагурова.
_ Здание бывшего военного училища.
Площадь Свободы плавно переходит в проспект Мира. Это историческая часть города. Посмотрите. Какие красивые старинные здания украшают проспект с двух сторон, который разделён красивой аллеей.
- Какие достопримечательности находятся на проспекте Мира?
- Памятник В. И. Ленину.
- Фонтан.
- Русский драм. театр им. Вахтангова и т. д.
- А еще какие достопримечательности вы знаете?
- Памятник К. Л. Хетагурову, поэту и художнику.
- Да, жизнь и творчество великого осетинского поэт, художника связаны с Владикавказом.
Во Владикавказе есть музей К. Л. Хетагурова. Возле памятника К. Л. Хетагурова находится прекрасное здание осетинского театра.
Воспитатель показывает фотографии с видами достопримечательностей города, с изображениями храмов, музеев и т. д.
Дети слушают, обмениваются своими впечатлениями.
- Наш город находится в котловане гор, которые величественно, как воины, защищают его от ветров.
Воспитатель читает стихотворение:
«У каждого в жизни есть родной уголок,
Мой уголок – Владикавказ дорогой!
От души хочу я ему поклониться,
За то, что посчастливилось здесь родиться!
3. Рефлеснивно-корригирующий:
- О нашем городе можно говорить очень много, но сегодня закончилось наше виртуальное путешествие по родному городу, но мы к нему вернемся еще много раз.
- Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
- Что нового вы узнали об истории города? (Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, выражают свои эмоции).
- Спасибо, ребята, вы молодцы! Так увлеченно учувствовали в историческом путешествии по нашему любимому городу – Владикавказ.