Наталья Гуща
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Хохломские мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Хохломские мастера»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей, вызывать интерес детей к народным промыслам с помощью использования художественного слова, показать предметы, расписанные этой росписью.
Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, городецком, гжельском.
Публикация «Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе „Хохломские мастера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Формировать умение изображать хохломскую роспись используя метод нетрадиционного рисования – восковые мелки + акварель.
Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от него выбирать основной тон, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; перо Жар-птицы; картинки к рассказам; заготовки силуэтов посуды из бумаги, восковые мелки, акварель, баночки с водой, салфетки, кисти №5 на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка».
Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
Загадывание загадок.
Рисование элементов хохломского узора.
Ход занятия:
Организационный момент
- Ребята, посмотрите, какая красивая и необычная посуда появилась на нашей выставке. Вы знаете, что это за посуда?
(Хохлома).
- Из чего она сделана? Где она сделана? Кто делает эту посуду?
(Ответы детей).
- Какие элементы узоров используют хохломские мастера в своих орнаментах?
(Ягодки, травинки, завитки, усики, листики, капельки и т. д.).
- Какие ещё народные промыслы Вам известны? Назовите.
(Ответы детей).
Сюрпризный момент
- Ой, ребята, посмотрите, что это к нам прилетело, Вы не знаете, откуда взялось это перо?
(Ответы детей).
- Кажется, я знаю.
Давным давно жила в одном селе девушка, Марьюшка. Была она настоящей мастерицей и искусницей. Всё, до чего дотрагивалась кисть Марьюшки, оживало, расцветало и радовало глаз. Любили люди мастерицу и друг другу о ней рассказывали. Дошла людская молва до царя, захотел он забрать Марьюшку в свой дворец, чтобы сидела она там и радовала своей чудесной росписью только его. Послал царь за девушкой своих слуг. Узнала про то Марьюшка, не захотела она жить в неволе, бросилась бежать. Прибежала к высокому берегу реки, взмахнула руками и хотела броситься в воду. Да только, не упала девушка в воду, а превратилась в Жар-птицу и улетела за облака, только слуги её и видели. С тех пор летает Жар-птица над землёй и роняет свои волшебные перья. А кто найдёт то перо, тот превращается в самого настоящего мастера – художника, всё под его кистью оживает.
Основная часть
А раз волшебное перо Жар-птицы попало к нам в группу, то мы с Вами обязательно должны превратиться в искусных мастеров – художников. Давайте узнаем, какими мы стали мастерами и попробуем раскрасить хохломской росписью посуду.
(Ответы детей).
- Но сначала я хочу рассказать Вам сказку о том, как появилась хохломская роспись. А может и не сказка это, а быль. Послушайте.
(Дети садятся на стульчики, воспитатель рассказывает и показывает сказку).
- Жил был мужичок в одной деревне. Как то выточил он из дерева на своём токарном станке много деревянной посуды, вот и решил отвезти её на базар, продать. Приехал, разложил на прилавке свой товар: горшки, миски, кувшины, тарелки. Но никто у него ничего не купил. Опечалился мужичок, да делать нечего, надо домой возвращаться. Ехал, ехал, устал, да и прилёг отдохнуть на траве – мураве. Заметило мужичка Солнышко Красное, спустилось к нему, спросило: «- Что лежишь хмурый, да печальный, как твоя посуда?». Рассказал мужичок о своей беде, да о том, что дома его детки с гостинцами ждут. Пожалело мужика Солнышко, подарило ему лучик и обратно на небо вернулось. Взял мужичок лучик и принялся чертить им затейливые линии, да завитки на своих горшках и черёпках. Загорелись те узоры золотом, тогда мужичок ещё листиков к ним добавил. А Солнышко тем временем садиться стало, закат наступил, лучик из золотого стал красным. Стал мужичок рисовать красные ягодки: малинки, землянички, клубнички и смородинки. Да ещё золотые завитки красными украшать. Ожила посуда, зарадовался мужик, огляделся вокруг, а на травинке капелька росы висит. Схватил мужичок ту травинку и принялся на своей посуде рисовать зелёные травинки, былинки, усики, да капельки. Тем временем совсем темно стало, лучик поменял свой цвет на чёрный, а мужик всё рисовал травку, завитки, ягодки и усики. Так и рисовал, пока не уснул. А когда проснулся, то увидел, как сияет его посуда, золотом горит на красном и чёрном фоне, да ещё некоторая и золотой стала. Поехал снова на базар, продал посуду, а кто спрашивал, тем рассказывал, что посуда его из Хохломы.
А теперь давайте сядем за столы и распишем наши горшки хохломским узором.
(Дети садятся за столы).
- Я расскажу Вам, как мы будем выполнять нашу работу. Сначала нанесём на горшки узоры восковыми мелками. Какие элементы узора будем использовать? Какие возьмём цвета?
(Ответы детей).
Объяснение нового материала
- Орнаментом надо заполнить всё пространство горшка, чтобы не было пустых мест. Когда весь узор будет нанесён, мы раскрасим горшки. Красить будем акварелью прямо поверх узора, заполняя краской всё пространство. Акварель не закрасит Ваш узор, она стечёт с него. (Показ). Цвет для фона надо выбирать красный, если в узоре больше жёлтого и чёрного; жёлтый, если сам узор красный и чёрный. А если хотите чёрный фон, то узор рисуйте жёлтым и красным.
Пальчиковая гимнастика
Сначала сделаем гимнастику для наших пальчиков.
С ветки ягодки снимаю
И в лукошко их бросаю
Будет полное лукошко –
Я попробую немножко.
Выполнение работы
- А теперь приступаем к выполнению работы.
(Дети выполняют задание).
- Вот молодцы, настоящие мастера. Не зря нам Жар-птица перо своё подарила.
А пока сохнут наши горшочки, расскажу ещё про Хохлому.
“Хохломская роспись”
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
П. Синявский.
Рефлексия
- Ребята, Вам понравилось наше занятие? Чем? А теперь давайте устроим выставку из нашей посуды и обсудим наши работы.