Ирина Печенова
Конспект занятия по народной культуре в старшей группе «Русский сувенир, который знает целый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский сувенир, который
знает целый мир»
(подготовлен воспитателем МКДОУ «Детский сад № 26» пгт. Назия Печеновой И. К.)
Публикация «Конспект занятия по народной культуре в старшей группе „Русский сувенир, который знает целый мир“» размещена в разделах
Цель: продолжить знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой.
Задачи.
Обучающие
Познакомить детей с историей создания русской матрешки, со способом ее изготовления, древними центрами народных промыслов, которым
матрешка помогла стать знаменитыми,
Развивающие.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре России, к русскому декоративно – прикладному искусству. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление). Развивать фонематический слух. Развивать интонационные стороны речи, тембра и силы голоса.
Воспитывающие.
Продолжать воспитывать детей на народных традициях. Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Виды детской деятельности:
коммуникативная, игровая, познавательная.
Используемые методы и приемы:
наглядный (рассматривание матрешки, слайды с этапами изготовления игрушки, названиями мест, где она создается, с указанием особенностей росписи);
словесный (беседа, пояснения, художественное слово);
практический (логоритмическая разминка; физкультминутка)
игровой.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательная деятельность»;
«Социально-коммуникативная»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: матрешки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки, конверты с заданиями, иллюстрации матрешек, проектор, ноутбук, презентация.
Словарная работа: русская матрёшка, сарафан, платок, фартук, веселая, нарядная, красивая.
Предварительная работа: Знакомство с русским народным творчеством : рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, нас сегодня встречает выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.
Дети:
- Матрешки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки.
Воспитатель:
- - Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?
Дети:
- Эти игрушки не оставляют человека радуют, они дарят нам тепло, праздник, красоту, радость.
Воспитатель:
- А хотите знать, как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?
Дети:
- Чтобы дети играли.
Воспитатель:
- Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток. Но мы сегодня поговорим об особенной игрушке, отгадайте о какой.
Воспитатель:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью – во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех – малютка, крошка.
Всё вместе – сувенир…
Дети:
- матрешка
Воспитатель:
– Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали – это русская матрешка. И она пришла к нам в гости. Посмотрите, какая матрешка? (демонстрация матрешки).
Дети: яркая, нарядная, красивая …
II. Основная часть.
Воспитатель: нам предстоит большая работа,давайте настроимся на нее, выполнив разминку.
Логоритмическая разминка «Матрешка» (выполняется разминка воспитателем совместно с детьми)
Хлопают в ладошки.
Дружные матрешки.
(хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)
Топают матрешки.
(топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
(хлопают в ладоши)
Воспитатель:
- Сегодня она нам расскажет о себе.
– Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?
Дети: давно.
Воспитатель:
– Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка мудреца Фукурума. (Слайд.) Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрена, что означает «знатная женщина». Почему эта кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Возможно, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда.
Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?
Дети:
-Матрешечка, Матренушка, Матронушка.
Воспитатель:
– Молодцы, ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешку?
Дети :
- Из дерева.
Воспитатель:
– Вы правы, матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева?
Дети :
-Из разных.
Воспитатель:
– Мы посмотрим с вами презентацию и многое узнаем. (демонстрируем презентацию.)Как правило, это липа, ольха, береза. Рождение матрешки начинается на токарном станке. (Слайд.) Мастера вытачивают игрушку в основном из липы, дерево мягкое. Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. Готовую заготовку грунтуют. Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой. После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду.
Дальше начинается роспись матрешки. Расписывая, используют гуашь, акварель или акриловые краски.
На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.
Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск.
Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. (Слайд.)
Матрешка – символ России, но изготавливают ее в разных областях нашей родины.
Сергиев-посадская (загорская)матрешка.
Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. (Слайд).
Семеновская матрешка
Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. (Слайд).
Полхов-майданская матрешка
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село. (Слайд).
Вятская (Кировская) матрешка
Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Вятскую матрёшку легко узнать по приветливому, улыбающемуся лицу с большими голубыми глазами, рыже-русым волосам, традиционному наряду, написанному яркими анилиновыми красками. На её переднике – букеты цветов из крупных алых маков или роз в обрамлении листьев. Матрёшки часто украшают узорами, выполненными в технике аппликации из соломки. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. (Слайд).
Тверская матрешка.
В тверской матрешке часто угадываются исторические и сказочные персонажи: Снегурочка, царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная. Наряды и головные убор могут быть совершенно разными, что делает куклу очень интересной для детей. (Слайд)
- Матрешки не только девочки, девушки, женщины, но и мальчики, юноши, мужчины, сказочные герои, животные и птицы (Слайд)
Воспитатель:
- Ребята, матрешка пришла не одна, а с подружками.
Все матрешки встали в ряд,
Вышли словно на парад.
- У каждой подружки есть для вас задания (крепятся на доске иллюстрации матрешек, под каждой конверт с заданиями) .
Воспитатель: (читает задание)
Задание 1. Пословицы и поговорки о труде
- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.
- Я начну, а вы продолжите пословицы о труде.
Без труда не вытащишь …. (и рыбку из пруда).
Делу – время, … (потехе – час).
Терпенье и труд … (все перетрут).
Сделал дело – … (гуляй смело).
Без хорошего труда … (нет плода).
Сегодняшней работы … (назавтра не откладывай).
В труде … (рождаются герои).
Хозяин тот, … (кто трудится).
Труд кормит, … (а лень портит).
Ответы детей.
Воспитатель: (читает задание)
Задание 2. Рассказать скороговорку (темп речи – быстрый, медленный)
У крошки – матрешки
Пропали сережки,
Сережа сережки
Нашел на дорожке.
Воспитатель:
– Ребята, матрешки очень веселые, они любят играть, плясать. Давайте сейчас и мы с вами поиграем.
Физкультминутка
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Воспитатель: Мы немного отдохнули, а теперь продолжим выполнение заданий, которое на м подготовила матрешка. (читает задание)
Задание 3. Рассказать стихотворения о матрешках
(Дети рассказывают стихотворения о матрешках в руках картины с изображением матреше).
1 ребенок
Полхов – Майданская матрешка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
2 ребенок
Матрёшки из Сергиева Посада
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
3 ребенок
Семеновская матрешка
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
4 ребенок
Вятская матрешка
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
Воспитатель:
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Воспитатель : продолжаем выполнять задания (достает лист со следующим заданием).
Задание 4. Сочинить чистоговорку
Воспитатель :
- С какого звука начинается слово матрешка?
Дети: - Слово матрешка начинается со звуком [М].
- Сколько слогов в слове матрешка?
Дети: - Три.
- Какой последний слог?
Дети: - Шка.
(Детям предлагается подобрать слово-предмет, с заданным слогом) :
Матрешка –
Шка – шка – шка – деревянная матрешка.
Шка – шка – шка – радостная матрешка.
Матрешку –
Шку – шку – шку – подарили мне матрешку.
Шку – шку – шку – я хочу матрешку.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы все с заданиями справились. Матрешка с подружками осталась довольна. И она решила с вами остаться в группе, чтобы радовать нас своей красотой.
Итог занятия
Воспитатель:
- О какой игрушке сегодня говорили?
Дети:
-О матрешке, о том из каких пород деревьев она изготавливается, в каких местах России ее делают.
Воспитатель:
Матрёшки русские
По свету славятся,
На них взгляните вы,
Чем не красавицы?
Сто лет матрёшке,
Но не стариться она,
Живет в ней русская душа.