Аброськина Сюзанна
Конспект занятия по развитию речи «Расскажите-ка о птичках: о больших и невеличках»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Расскажите-ка о птичках : о больших и невеличках».
Цель: Учить различать птиц хищных и насекомоядных. Помочь детям запомнить названия некоторых птиц.
Программное содержание:
- продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;
- закрепить знания детей о птицах;
- развивать внимание, память, воображение, связную речь, наблюдательность;
- воспитывать интерес к природе, любовь к художественной литературе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Расскажите-ка о птичках: о больших и невеличках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: картинки с изображением хищных птиц (совы, филина, насекомоядных (синица, дятел, скворец, воробей и т. д.); письмо с загадками.
Ход занятия.
– Ребята, нам сегодня пришло письмо от старика Лесовика. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки!
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку – ку, ку - ку». (кукушка)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? (воробей)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (сова)
Черный, проворный,
Кричит «крак»-
Червякам враг. (грач)
Картинки с изображением птиц воспитатель ставит на доске.
- Ребята, как можно назвать одним словом все наши отгадки? (Птицы). Старик Лесовик хочет узнать, что мы знаем о птицах?
- Присмотритесь повнимательнее. Все ли птицы одинаковые?
- Нет, они все разные.
- Чем же похожи птицы?
- Они умеют летать, их тело покрыто перьями.
- А чем они отличаются?
- Они по-разному питаются, в разных условиях живут.
- Где же живут эти птицы? (В лесу, на лугу, на болоте, рядом с человеком, в горах).
- Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги. Для чего? (Чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев). У них очень длинный клюв, а у некоторых – даже с карманом, как у пеликана. Для чего? (чтобы ловить рыбу, лягушек).
- А вот, например, у совы очень большие глаза. Для чего? (Чтобы хорошо видеть ночью.)
- А для чего острый загнутый клюв? (Ловить и съедать свою добычу. Сова – хищная птица. Она. питается другими животными).
- Как вы думаете, для чего сове нужны огромные крылья и острые, цепкие когти? (чтобы, схватив добычу, поднять ее в воздух и парить вместе с ней. Иногда эта добыча бывает очень тяжелой).
- А синичка? Зачем ей маленький острый клювик? (чтобы залезть им в каждую щелочку под кору деревьев и вытащить из – под коры ловко спрятавшихся жучков, личинок, червяков).
- Зачем дятлу его большой и острый клюв, напоминающий молоток? Зачем ему огромный хвост, похожий на веер? (Клювом дятел долбит кору деревьев и достает из-под нее вредных насекомых, а хвостом упирается в дерево, чтобы не упасть, и сидит на нем как на стуле).
- Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными. (Дети повторяют слова).
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
– Ребята, послушайте стихотворение В. Берестова «Сова и синица» и расскажите, как можно назвать синицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая – хищная птица?
У совы у старой
Не глаза, а фары –
Круглые, большие,
Страшные такие.
А у птички у синички,
У синички – невелички
Глазки, словно бусинки,
Малюсенькие.
Но синички глазки
Смотрят без опаски
И на облака вдали,
И на зернышко в пыли.
Днем сова не видит,
Значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права,
В путь пускается сова.
Все глаза огромные
Видят ночью темною.
А синица не боится,
Потому что спит синица.
Крепко спит она в гнезде,
Не видать ее нигде.
Дети рассказывают воспитателю, что сова птица хищная, она охотится ночью, а синичка – птичка насекомоядная, она днем добывают себе еду – шныряет по щелочкам в коре деревьев и достает из них жучков – короедов, а зимой, когда насекомые прячутся, она прилетает поближе к жилью человека и питаются хлебными крошками, зернышками, семенами и плодами деревьев.
Пальчиковая гимнастика.
Посчитай – ка, подпевай –ка 10 птичек стайка.
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка совушка – сонная головушка.
Это птичка – свиристель.
Это птичка – коростель.
Это птичка скворушка, серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж –
Это развеселый чиж.
Ну а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Игра «Летает, не летает».
Воспитатель говорит слова: воробей, дятел, стол, игрушка, синица, цветы, соловей, картина, дерево, сорока. Если это название птиц – дети хлопают в ладоши, на другие слова топают ногами.
– Чем мы занимались на занятии?
- Что нового узнали?
- После занятия мы обязательно нарисуем всех птиц, которых знаем и отошлем в письме, старику Лесовику. Вы сегодня, хорошо занимались, и получаете от старика Лесовика угощение.