Балагурова Елена
Конспект занятия по математике в старшей группе «Сравним предложенные предметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - систематизировать знания детей о выделении признаков предметов, о сравнении предметов по различным признакам;
- продолжить формировать у детей умения осуществлять работу в тетрадях, писать графические диктанты; - развивать познавательные способности детей в подготовительный период.
Оборудование: счетный материал, презентация, картинки с
предметами.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Счет предметов разными способами.
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Сравним предложенные предметы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- В повседневной жизни нам нужна математика? Верно! Сегодня на занятии мы проверим, умеете ли вы считать, быть внимательным. Что значит быть внимательным?
-Кто скажет, сколько здесь зверей? -А как вы узнали? (Посчитали).
-Кто покажет как считали? (По порядку).
Два способа счета.. или ….
1 2 3 4 5 первый второй пятый
- Посчитаем вместе котят. Мы считали слева направо.
ема: «Рассказывание об игрушках»
Программное содержание: Учить составлять рассказ об игрушках; вводить в активную речь слова, обозначающие действия (глаголы). Продолжать учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Закреплять произношение звуков «у», «а», «к», «в», учить произносить в словах звук «с», выделять слова с этим звуком. Воспитывать у детей умение слушать друг друга и воспитателя. Пополнять словарный запас детей словами: лакает, хватает, ловит мышей, виляет хвостом, служит.
Оборудование: Игрушки: кошка, собака, машина, слон, лиса, лягушка.
Ход занятия
Дети дарят гостям тепло своих рук. Рассаживаются на места.
- Посмотрите, кто к нам приехал в гости. (Появляется машина с игрушками). (Воспитатель берёт в руки кошку).
- Кто это? (Это кошка)
- Какая она? (Серая, пушистая, мягкая)
-Что умеет делать кошка? (Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко).
-Если мы погладим кошку, что она будет делать? (мурлыкать, выгибать спину).
-А что делает кошка, когда видит мышку? (бежит, тихонько подкрадывается, ловит).
- Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать? (играть, прыгать, хватать).
-Послушайте, как я произнесу слово кошка? (кооошкаа).
-Повторите его вместе со мной.
-А теперь слово кошка скажет, а мы послушаем, как оно будет звучать. (Хоровое и индивидуальное произношение).
- А … расскажет, что умеет делать кошка. (Дети вспоминают слова, сказанные о кошке, и составляют рассказ).
Воспитатель берёт собаку.
- Кто это? (собака)
- Послушайте, как звучит слово собака. (сообаакаа).
(Индивидуальное и хоровое произношение слова).
- Угадайте, как зовут собаку?
- Это Жучка! Посмотрите, какая она красивая! Уши у неё … (длинные). Нос … (чёрный). Глаза (блестящие). Лапы … (толстые). Шерсть (мягкая, пушистая).
- Что умеет делать собака? (Лаять, кусать, бегать, ходить, есть, спать, вилять хвостом). (Воспитатель воспроизводит действия, которые называют дети при помощи игрушки).
- Что делает собака, когда видит кошку? (Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит).
- Когда собаке дают мясо, что она делает? (служит, подпрыгивает, виляет хостом)
Дети повторяют слова, сказанные о собаке.
- Молодцы! Сколько разных слов вы знаете! Кто хочет рассказать Жучке о том, какая она и что умеет делать?
(В случае необходимости помочь детям начать рассказ).
Это (собака). Её зовут (Жучка). Жучка любит … (Грызть косточки). У неё (уши, нос, лапы, и т. д.).
- Ну а теперь ребята мы с вами поиграем. Я по очереди буду вам показывать игрушки, а вы должны показать, как двигаются и кричат эти животные.
Игра. (Лягушка-квакает (ква-ква, слон-гудит (у-у, собака- лает, кошка-мяукает).
- А сейчас, я хочу вам предложить ещё одну игру. «Угадай по голосу».
Воспитатель предлагает вспомнить, как пищит мышь, гудит машина, стучит молоток, звенит колокольчик и т. д.
Затем воспитатель сам произносит какое-либо звукосочетание, а дети должны узнать, кто или что звучит, определить по громкости, большое или маленькое животное или предмет.
Воспитатель рассаживает игрушки возле машины и говорит:
-Всем хочется покататься на машине, но поедут только те животные, в названии которых есть звук «с».
Дети повторяют, какой звук должен слышаться в словах (с).
(Хоровое и индивидуальное повторение).
Воспитатель показывает слона.
- Кто это? (слон).
- В этом слове есть звук «с»? Послушайте: ссслон.
(Хоровое и индивидуальное повторение).
- Мы покатаем слона? Почему?
(Катают слона)
- Кого ещё можно покатать? В названии, какого животного ещё слышится звук «с»?
- Правильно, можно покатать собаку.
Произносят слово «собака», так чтобы хорошо слышался звук «с». (хоровое и индивидуальное повторение).
Дети катают собаку.
Если дети называют слово, в котором нет звука «с», воспитатель предлагает произнести слово ещё раз, выделяя каждый звук, и внимательно вслушиваться.
- Кто ещё не катался? (кошка и лягушка). Повезёт их машина? (нет) Почему?
- Кошка и лягушка очень хотят покататься. Что же мы будем делать? Может их тоже взять?
- Что мы сегодня делали на занятиях? (Рассказывали о собаке и кошке и т. д.)
В конце занятия животные в благодарность того, что дети про них рассказывали, принесли угощение.
- Изменится ли количество предметов, если посчитаем справа налево?
- Посчитайте, сколько кружков я выставлю на наборное полотно. (оооооо)
- Какое число назвали последним?
- Сколько кружков? (Доказать двумя способами)
- Что выставлено на наборном полoтне (10 разных предметов).
- Посмотрите как считал Незнайка 1 2 2 3 4 5 6 7 8 9.
- Верно ли он посчитал? Кто не согласен? Кто посчитает правильно? Почему ошибся Незнайка?
- Если считать слева направо, назовите, который по счету (Ежик, зайчик.)
А если считать справа налево, то которым по счету будет (белка; лиса;)
Физминутка.
Присядьте столько раз, сколько я хлопну в ладоши.
Задания, направленные на определение сформированности приемов анализа, синтеза, сравнения.
Анализ
- Расскажите все, что знаете о предмете : ручка, ваза, тетрадь, часы.
Синтез
- Угадай, какой это предмет?
1). Пушистый, ходит.
На строке рисунки: тапки, котенок, ёж, пушистая шапка, щенок.
(Если дети владеют приемом синтеза, то назовут несколько предметов.)
Учитель уточняет: пушистый, ходит, мяукает. (Котенок.)
2) Гладкая, стеклянная.
На строке рисунки: графин, окно, зеркало.
(Дети, которые владеют приемом синтеза, покажут несколько предметов.)
3) Загадки:
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
4) Кто или что может быть:
- высоким или низким;
- коротким или длинным;
- узким или широким;
- полным или пустым;
- горячим или холодным;
- быстрым или медленным;
- большим или маленьким.
Физкультминутка (музыкальная).
Сравнение предметов по качественным (цвет, материал, принадлежность, вкус, форма) и количественным (длина/ширина, глубина, высота, площадь, масса, объем) характеристикам.
Сравните : карандаш и ручка;
арбуз и мяч;
колесо и полоса;
колесо и яблоко;
мяч и шар;
зима и лето;
ночь и день.
Обобщение: - по каким признакам можно сравнить предметы?
Сравнение групп предметов.
Сравните : 5 листиков желтых и 7 зеленых
(На столах предлагается индивидуальный материал.)
- Расскажите, как сравнили?
Способы сравнения имеются следующие :- на глаз;
- выкладывать парами;
- выкладывать рядами;
- соединять линией, дугой;
- пересчитывать.
Задания и игровые упражнения, способствующие развитию познавательных способностей детей в подготовительный период.