Гульнара Владимировна Гринченко
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Составление арифметических задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со структурой арифметической задачи - условием, вопросом и учить различать их. Учить составлять задачи.
Материал : Флажки, камешки, куклы.
Ход занятия : Первую задачу воспитатель составляет на основе того, что по его заданию делает ребенок. При составлении задач на данном этапе второе слагаемое должно равняться единице.
Воспитатель предлагает Леше подойти к столу, взять три камешка: один - в правую руку, остальные- в левую.
Дети объясняют, как у Леши получилось число 3.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе „Составление арифметических задач“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
«Правильно, дети, Леша в правую руку взял один камешек, а в левую два, а вместе будет три камешка. Про то, что сделал Леша, мы можем составить задачу. В школе дети решают задачи, и вы тоже будете учиться их составлять и решать. Послушайте сначала, как я составила задачу про Лешу. Леша в правую руку взял один камешек, а в левую – два. Сколько всего камешков в обеих руках у Леши?»
Дети. Три
Воспитатель. Правильно. Сколько камешков у Леши в правой руке?
Дети. Один.
Воспитатель. А сколько камешков у него в левой руке?
Дети. Два.
Воспитатель. Вот об этом я и рассказала в задаче. Сколько всего камешков у Леши?
Дети. Три камешка.
Воспитатель. Этого я не говорила, а только спросила: сколько всего камешков у Леши? Вот видите, как я составила задачу про Лешу : рассказала о том, по сколько у него камешков в каждой руке, и спросила, сколько всего камешков в обеих руках. Вы мне ответили, что у Леши три камешка.
А сейчас ко мне подойдет Алена. Мы с вами и про нее будем задачу составлять.
На столе два бокала с флажками двух цветов. Воспитатель предлагает Алене составить число три из флажков двух цветов. Алена берет два красных и один синий флажок.
Воспитатель. Дети, как вы расскажите о том, что сделала Алена?
Игорь. Она взяла два красных флажка и один синий флажок.
Воспитатель. Правильно, Игорь, но ты не составил рассказ про Алену.
Игорь. Алена взяла сначала два красных флажка, а потом - один синий.
Воспитатель. Вот теперь мы составили рассказ – задачу, но еще не всю. А что же можно узнать из этого рассказа про Алену? Узнать можно разное, например: Куда Алена положила флажки? Кому Алена дала флажки? Какие флажки были у неё большие или маленькие? А можно спросить и о том, сколько всего флажков взяла Алена. Как вы думаете, какой вопрос лучше всего поставить к задачи про Алену?
Дети. Сколько всего.
Воспитатель. Правильно, в задачи всегда хотят узнать, сколько всего станет предметов. А сейчас, дети, поставьте вопрос к этой задаче
Дети. Сколько всего?
Воспитатель. Не понятно, чего всего?
Дети. Сколько всего флажков у Алены?
Воспитатель. Теперь правильно. А как ответить на этот вопрос?
Дети. У Алены всего три флажка.
Воспитатель. Нина поставь на стол шесть пирамидок, а Леша – одну пирамидку. Дети, составьте об этом рассказ- задачу.
Рита. Нина поставила на стол шесть пирамидок, а Леша одну пирамидку, а всего семь пирамидок.
Воспитатель. Разве тебя кто-нибудь спросил, сколько всего пирамидок? Расскажи детям еще раз про Нину и Лешу и подумай, о чем ты спросишь нас. (Рита повторяет задачу и останавливается, не зная, о чем спросить детей.) Что можно узнать из задачи Риты? Кто догадался, какой здесь нужен вопрос?
Олег. Сколько всего пирамидок на столе?
Воспитатель. Правильно, но как лучше сказать если задача про Нину и Лешу?
Олег. Сколько всего пирамидок поставили на стол Нина и Леша? (Дети отвечают.)
Так же составляется еще три- четыре задачи. Тип задач, в которых описывается то, что делают дети мы называем задачами- драматизациями.
Когда дети усвоят процесс составления задачи, можно обратить внимание на их части: рассказ и вопрос. В дальнейшем можно сообщить детям, что рассказ в задаче называется условием.
Например, дети составили следующую задачу- драматизацию : Света дала Мише 6 красных кружков и 1 синий. Сколько всего кружков дала Света Мише?
Воспитатель повторяет задачу, делая небольшую паузу между условием и вопросом, и предлагает детям подумать, сколько частей у задачи?
Олег. В задаче две части.
Воспитатель. Верно, две части, но какие? Как их можно назвать?
Марина. Одна часть- это рассказ.
Инна. Вторая часть-это вопрос.
Воспитатель. Правильно, в задаче две части : одна - это рассказ, другая - вопрос. Задачи без вопроса не бывает. В задаче всегда надо узнать, что должно получится из тех чисел, о которых говориться в рассказе. Вот и в рассказе про Свету о каких числах говориться?
Слава. Света дала Мише сначала 6 красных кружков, а потом 1 синий.
Воспитатель. А какой вопрос мы поставим в задаче про Свету.
Маша. Сколько всего кружков дала Света Мише?
Воспитатель. Теперь повторите только рассказ про Свету.
Саша повторяет рассказ про Свету. Воспитатель сообщает детям, что такой рассказ в задаче называется условием и спрашивает: «Вы сказали, что задача состоит из двух частей. Назовите теперь эти две части. Как называется первая часть, кто вспомнит?»
Рита. Условие задачи.
Воспитатель. Правильно. Назовите вторую часть задачи.
Семен. Вопрос к задаче.
Воспитатель просит одного из детей повторить условие задачи про Алену. Спрашивает, как называется эта часть задачи.
Воспитатель. А кто сумеет поставить вопрос к задаче? Что можно узнать из нашей задачи про Алену?
Леня. Сколько всего кружков дала Света Мише?
Воспитатель. А можно ли поставить такой вопрос: какие кружки она дала: большие, маленькие, синие, красные? Будет ли это задача?
Валера. Нет.
Воспитатель. Правильно. В задаче всегда хотят узнать о количестве предметов, поэтому и спрашивают: «Сколько кружков?», «Сколько камешков?». Сколько кружков дала Света Мише? Кто ответит на вопрос этой задачи?
Игорь. Света дала Мише семь кружков.
Воспитатель предлагает детям составить еще задачи, подобные первым.
Воспитатель. Маша, принеси три куклы и посади их на одной стороне стола. А Валя принесет одну куклу и посадит ее с другой стороны стола. Сначала, дети, расскажите, что сделали Маша и Валя.
Игорь. Маша принесла три куклы и посадила их на одной стороне стола, а Валя принесла одну куклу и посадила её на другой стороне стола.
Воспитатель. Игорь правильно составил рассказ про Машу и Валю. Вспомните, как называется такой рассказ в задаче. (Дети отвечают.) А кроме условия, что еще есть в задаче?
Валера. Вопрос.
Воспитатель. Кто придумает вопрос к этой задаче? Что можно узнать из задачи про Машу и Валю?
Нина. Сколько кукол принесли Маша и Валя вместе?
Воспитатель. Как мы назовем эту часть задачи?
Леша. Вопрос.
Воспитатель. Сколько же кукол принесли дети? Кто ответит на этот вопрос
Оля. Маша и Валя принесли четыре куклы.
Воспитатель предлагает детям составить еще одну задачу.
Через одно – два занятия можно познакомить детей с задачами на вычитание.