Екатерина Арестова
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие на необычные острова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие на необычные острова»
Цель: Создание социальной ситуации развития для интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Путешествие на необычные острова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: 1. Создать условия для формирования умения у детей находить сумму и разницу чисел, при выполнении слухового диктанта, а также развивать умение ориентироваться на листе бумаге;
2. Создать условия для развития умения классифицировать виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
3. Создать условия для закрепления у детей знаний о животном мире;
4. Создать условия для развития мышления, внимания, памяти, развития умения доказывать свою точку зрения;
5. Создать условия для взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, для проявления детьми инициативы и самостоятельности;
7. Воспитывать интерес к математике.
Предварительная работа: решение логических задач; решение конструктивных задач; знакомство с геометрическими фигурами; цифрами от 1 до 10.
Форма проведения: игра – путешествие.
Методические приё мы:
Игровой (использование сюрпризных моментов);
Наглядный (использование иллюстрации);
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Поощрение, анализ занятия.
Материалы и оборудование : бутылка с письмом; карта пирата; билет из бумаги; пиратские косынки на каждого ребенка; лист бумаги на каждого ребёнка и фломастеры; аудио сопровождение для путешествия (шум - моря); карточки разной формы с заданиями: овал, круг, звезда, прямоугольник, треугольник; фишки для карты в виде геометрических фигур: овал, круг, звезда, прямоугольник, треугольник; пальмы 5 штук разной высоты; карточки с различными животными; карточки с цифрами от 1 до 10; картинка формат А3 «Лабиринт для животных»; сундук с сокровищами; тетрадные листочки с фломастерами; монетки из картона или цветной бумаги; медали для каждого ребёнка.
Ход ОД
Орг. Момент (сюрпризный момент)
Дети входят в группу встают полукругом вокруг воспитателя.
- Звучит музыка шум – моря.
Воспитатель: Ребята, вы слышали что - нибудь о пиратах? Кто они такие?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, пират с острова сокровищ Капитан Крюк прислал нам вот такое послание (Воспитатель показывает бутылку). Как вы думаете, что это?
Дети: ответы
Воспитатель: Да, ребята, так пираты отправляли письма. Давайте прочтем, что там написано (читает послание).
«Здравствуйте, ребята! Я капитан Крюк, пират с острова сокровищ. На нашем необычном пиратском острове прошёл ураган и куда-то унёс мой сундук с сокровищами. Помогите мне, пожалуйста, найти сундук, но для этого нужно выполнить все задания, которые вы найдете на разноцветных карточках. Карта вам поможет. Желаю удачи!»
Воспитатель: Ребята, а здесь есть ещё и карта. Она порвалась. Видно, бутылка долго плавала в море. Необходимо собрать части и рассмотреть ее (дети располагаются вокруг стола и собирают карту по частям, рассматривают её, обсуждают).
Что здесь изображено?
Это пиратский остров с сокровищами, а как же она может нам помочь? (наш путь нарисован на карте) сюда мы должны прикрепить фишки с выполненными заданиями.
Воспитатель: Ребята, хотите сегодня отправиться в путешествие на необычные острова? Наша задача найти пиратский сундук с сокровищами, но путь наш будет непрост. Вы готовы?
Дети: Ответы
Основная часть
Воспитатель: Хорошо, но сначала давайте проверим какое у вас сегодня настроение.
Проводится физминутка «Как живёшь?»
Как живёшь?
Вот так!
Как плывёшь?
Вот так!
Как бежишь?
Вот так!
Вдаль глядишь?
Вот так!
Машешь вслед?
Вот так!
Ждёшь обед?
Вот так!
Утром спишь?
Вот так!
А шалишь?
Вот так!
Воспитатель: Ну, молодцы, вижу, что вы сегодня все бодрые, весёлые, и у всех хорошее настроение. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, на чём люди обычно путешествуют?
Какие виды транспорта вы знаете?
А на чем нам лучше отправиться в наше путешествие и почему именно на этом виде транспорта?
Дети: Отвечают и аргументируют свои ответы (на самолёте, на нём быстрее всего; на корабле, потому что много интересного можно увидеть; на машине, потому что можно соревноваться на перегонки; на воздушном шаре, потому что сверху можно увидеть много необычного и красивого).
Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путешествие нужно приобрести билеты на наш корабль. Для этого мне необходимо проверить умеете ли вы считать и ориентироваться в пространстве. Готовы?
Воспитатель показывает билет.
Воспитатель: Но билет этот необычный, как и наше с вами путешествие.
Воспитатель показывает лист бумаги квадратной формы, дети рассматривают его и описывают словами (Сколько углов имеет квадрат? Какие у него стороны? Как его еще можно назвать) и т. д.
Затем воспитатель раздаёт каждому по листу бумаги квадратной формы и фломастеры.
И под диктовку воспитателя, дети выполняют слуховой диктант:
- в верхнем правом углу напишите цифру 2;
- в нижнем левом углу цифру 4;
- в верхнем левом углу цифру 6;
- в нижнем правом углу цифру 1.
Воспитатель: Чтобы узнать стоимость билета, найдите разницу чисел, которые находятся в верхнем левом и правом углу (6 - 2 = 4, дети решают пример на вычитание и сумму чисел нижнего левого и нижнего правого углов (3 + 1= 4).
Итак, ребята, какой ответ мы получили?
Дети: Четыре
Воспитатель: Правильно, наш билет стоит 4 рубля, а теперь мы с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо». Вы должны будете мне доказать почему хорошо или плохо путешествовать.
Дети: - Хорошо, можно познакомиться с новыми людьми, завести новых друзей.
- Плохо, путешествие может быть опасным, можно попасть в беду или заблудиться.
- Хорошо, потому что весело с друзьями, можно увидеть много нового и т. д.
Воспитатель: Хорошо, а теперь ребята, занимаем места на корабле и отправляемся на поиск сокровищ, на необычные острова. Чтобы наше путешествие было интересней, я предлагаю превратиться вам в пиратов, одев эти волшебные косынки.
(Дети одевают волшебные косынки, встают в круг берутся за руки и под музыку изображают качку на море. Поочерёдно смотрят в бинокль).
Воспитатель: Внимание, мы приближаемся к нашим островам, а вот и первое задание.
Карточка с заданием №1 (показываю первую карточку)
Воспитатель: - Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка?
Дети: Треугольная
Воспитатель: Да, правильно, Ребята посмотрите это остров попугаев они попали в беду, запутались в волшебном квадрате, ждут нашей помощи. Выполним скорей задание и поможем попугаям. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, подойдите к мольберту и встаньте полукругом. Внимательно посмотрите на задание. Нам предстоит его закончить. Обратите внимание на закономерность: в первой строке «Волшебного квадрата» изображены попугаи: (дети перечисляют, какого они цвета, воспитатель показывает на картинки указкой).
Воспитатель: Во второй строке мы видим таких же попугаев, но одна клеточка пустая. Как вы думаете, какого попугая не хватает в пустой клеточке? (ответы детей с возможной подсказкой педагога)
Воспитатель: - Правильно! А теперь внимательно посмотрите на третью строку и решите, какой попугай должен быть в последней пустой клеточке? (дети рассуждают, педагог помогает, если дети потеряли последовательность рассуждения)
Воспитатель: Молодцы с этим заданием справились. Вот мы и приблизились на один шаг к острову.
(Воспитатель на карте прикрепляет первую геометрическую фигуру).
Воспитатель: - Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание.
Карточка с заданием №2
Воспитатель: - Ребята, а какой формы у нас вторая карточка?
Дети: Круглая
Воспитатель: Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд». (Дети усаживаются на стульчики)
Воспитатель: - Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право, на фланелеграфе)
- Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)
- Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)
- Какая по высоте третья пальма? (чуть выше 1-2ой и чуть ниже четвертой)
- Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, высокая, самая высокая)
Вызываются нескольких детей для выполнения задания.
Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (Самая высокая, высокая, низкая, самая низкая)
Воспитатель: - Молодцы, и с этим заданием справились. Вот мы приблизились и еще на один шаг к острову.
Воспитатель прикрепляет круг к карте.
Карточка с заданием №3
Воспитатель: Ребята, а какой формы у нас третья карточка?
Дети: Овальная
Воспитатель: Верно. А сейчас, давайте мы с вами немного пофантазируем. Какие профессии вы распределили бы между животными? И почему? (Детям раздаются картинки с разными дикими животными).
Дети: Обезьяны – артисты, циркачи, потому что смешные, весёлые, подвижные. Белки – могли бы быть поварами, потому что запасливые от природы. Ежи - парикмахеры, они иголками расчесывали бы зверей. Дятлы – врачи, стоматологи, потому что их считают лесными докторами. Собаки – сторожа, полицейские, спасатели и т. д.
Воспитатель прикрепляет овал к карте.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. А теперь давайте немного разомнемся.
ФИЗМИНУТКА «МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Карточка с заданием №4
Воспитатель: Ребята, а эта карточка какой формы?
Дети: прямоугольник
Воспитатель: Вижу какой-то переполох. Цифры перепутались, нужно помочь им встать на свои места. - Ну, отважные путешественники поможем цифрам встать на свои места?
Дети: Да
Воспитатель: Какую цифру и куда нужно поставить? А мы с ребятами, будем проверять (Можно выбрать 2-3 ребенка, для выполнения задания, а остальные ребятишки могут потом помочь). Дети располагают цифры от 1 до 10 в правильном порядке.
Воспитатель: - Ну, вот мы и навели порядок в цифрах.
Воспитатель прикрепляет прямоугольник к карте.
Карточка с заданием №5
Воспитатель: Ребята, мы уже совсем, совсем, близко подобрались к сокровищам, посмотрите эта карточка, какой формы?
Дети: Звезда
Воспитатель: Замечательно! Ребята, посмотрите здесь картинки. Давайте посмотрим и внимательно прочитаем задание :
Мальчики и девочки, а как вы думаете, что люди придумали в мире техники глядя на этих животных и насекомых с картинок? (представлены картинки Слон, Жираф, Змея, Петух, Стрекоза, Светлячки).
Слон – глядя на слона чайник, фонтан, душ;
Жираф – подъемный кран, каланчу;
Змея – шланг, веревка;
Петух – будильник, флюгер, краски;
Стрекоза – самолет;
Ёжик - иголка;
Светлячки – фонарик, лампочка, светильник.
Второе задание «Лабиринт для животных».
Воспитатель: Ребята, помогите, пожалуйста, животным попасть обратно на ферму, они заблудились и не могут найти дорогу домой (предлагается картинка-лабиринт с 4-мя животными (корова, свинья, осел и кошка).
Дети: Дети ищут путь до фермы на картинке.
Воспитатель: - Молодцы, и снова вы отлично справились с выполнением задания!
- Вот ребята, мы с вами и выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами.
Воспитатель прикрепляет звезду к карте.
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что после выполнения всех заданий, мы должны двигаться от доски прямо 5 шагов, потом 2 шага налево и возможно мы что-то найдём.
Выполняем задание и находим запечатанный сундук, с листочками в клетку, карандашами и письмом.
Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо, давайте его прочитаем?
Дети: Давайте
Воспитатель: Чтобы открыть сундук, вам нужно выполнить последнее задание, если справитесь, то сундук откроется. Ну, что ребятки давайте не будем терять времени. Возьмите, пожалуйста, каждый по листочку, поставьте карандаш на красную точку. И начинаем, 4 клетки – вправо 2 клетки – вверх 4 клетки – вправо 5 клеток – вниз 4 клетки – влево 2 клетки – вверх 4 клетки – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 1 клетка – вниз 1 клетка – влево 3 клетки – вверх (дети выполняют задание на своих листочках).
Должен получиться ключ.
Воспитатель: Ну, что у нас получилось?
Дети: Ключ
Воспитатель: Да, молодцы! Все правильно! Теперь мы сможем, наконец, открыть сундук!
Хотите узнать, что в нём?
Дети: Хотим
Воспитатель: Открываем.
Открывают сундук, а там золотые монетки (сделанные из золотой или блестящей желтой бумаги) и медали на каждого ребенка.
Воспитатель: Сегодня наше необычное путешествие заканчивается. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Сундук мы оставим на острове для Капитана Крюка, когда он вернется на остров, то сразу же его найдет.
Итог. Рефлексия
Возвращение в детский сад
Возвращаются так же, как и приехали.
Дети берутся за руки и продолжают путь в обратном направлении, изображая под музыку качку на море, поочерёдно смотря в бинокль.
Воспитатель:
- Корабль наш вперёд плывёт,
Нас с тобою он везёт.
Посмотрите там в дали
Детский сад, не видно ли?
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, с кем лучше всего путешествовать?
Дети: С друзьями, с близкими, с надежными людьми.
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним, какие пословицы о дружбе мы знаем?
Дети: Новых друзей имей, а старых не забывай.
Один за всех, все за одного.
Все силы отдай, а друга выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашем необычном путешествии? С кем вы повстречались на пути? Кому вы помогали? Ребята, а какие задания вам показались самыми трудными? А каким заданием вы легко справились?
- За разговорами мы и не заметили, как оказались в детском саду.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня справились со всеми заданиями! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровища.
Каждому вручается медаль за участие и хорошую работу.