Ольга Ежова
Конспект занятия по математике на тему «Измерение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей измерять (одинаковое количество крупы мерками разной величины; дать понять детям зависимость полученного результата от величины представленной мерки; упражнять детей в счете в пределах 10; учить называть «соседей» названных чисел; размечать и называть числа по порядку; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре; закреплять умения в обратном счете.
Публикация «Конспект занятия по математике на тему „Измерение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Для детей: на каждого ребенка по две одинаковых по размеру мисочки; пластмассовые ложечки, одна большая, другая маленькая; математические наборы.
Ход занятия
Сидя за столом.
В начале занятия проводится умственная гимнастика. Воспитатель предлагает вспомнить какое сейчас время года, какое было, будет. Назвать текущий месяц, какой месяц был, какой придет. Просит детей назвать (весенние месяцы) – в какое время проходит это занятие, такие месяцы и должны назвать дети. «Наше занятие проходило весной, при работе с крупой «пшено», дети должны будут придти к выводу, что из пшена можно варить не только кашу, но и кормить птицу».
Проведение физкультминутки «Птицы» :
- Птицы серые летели (Дети машут руками, как крыльями);
- На полянку дружно сели (присаживаются на корточки);
- Пробежали, поклевали (на двух ножках побегали наклоняя головки, клюют);
- После быстро полетели (бегут по кругу);
- Ласточки качаются (качают руками из стороны в сторону);
- Дождик начинается (садятся на места).
После этого воспитатель предлагает детям выложить числовой ряд от 1 до 10. Воспитатель, показывает крупу в миске, задает вопросы:
- Как называется крупа в миске?
- Какую кашу можно сварить из этой крупы?
- Кого мы можем накормить этой крупой? (птиц)
- Почему птицы улетают на зиму в теплые края?
- Они боятся голода или холода? (холода)
- Как узнать сколько крупы в миске?
- Что для этого нужно сделать? (измерить)
- Чем можно измерить пшено? (всеми предметами, в которые можно его насыпать)
Выслушав ответы детей, воспитатель насыпает каждому ребенку в одну из 2-х мисочек по 10 больших ложек пшена, предлагает детям измерить пшено в начале большими мерками (выставляя в один ряд кружочки красного цвета, чтобы не сбиться со счета, а после этого измерить крупу маленькими ложечками (мерками, (выставляя в другой ряд квадратики синего цвета)
Воспитатель предлагает назвать цифру, которая получилась:
а) при первом измерении пшена
б) при втором измерении пшена
- Сколько получилось ложек пшена? (больших)
- Сколько получилось ложек пшена? (маленьких)
Воспитатель: «Почему получились разные ответы при одном и том же количестве пшена?»
Ответ: (Чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка тем большее число получается).
После этого воспитатель уточняет, чем были миска и ложечки (Мерками).
Примечание: воспитатель не забывает обращать внимание на полноту мерки.
Поиграем: «Живые цифры».
У воспитателя на столе комплект перевернутых цифр от 1 до 10. По сигналу воспитателя дети по очереди берут по одной цифре (цифры перевернуты, выстраиваются по порядку в одну колонну рядом со своим «соседом».
Воспитатель дает задание: Выйдите соседи «числа «4» и назовите себя; выйдете соседи «числа «8» и назовите себя; и т. д. После выполнения задания дети возвращаются на свое место. Детям, которым не хватило цифр для предыдущей игры, могут поиграть в ту же самую игру. Но игру можно еще и сделать посложнее, вызывая «соседей» двух чисел 7 и 8, 3 и 5, 4 и 6 и т. д.
В конце занятия воспитатель уточняет у детей:
- Чем мы сегодня занимались?
- Закрепить понятие «Мерка»
- Назначение крупы «Пшено».
Воспитатель: Говорит детям, что пшено, которое вы сегодня измеряли, нужно отнести в кормушку птицам.