Чембаева Светлана Николаевна
Конспект занятия по математическому развитию «Количество и счет»
▼ Скачать + Заказать документы
Количество и счет
Управление образования
Администрации городского округа Саранск
МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида»
Тема игрового занятия : «Количество и счет»
(в старшей группе компенсирующей направленности №13,
ОНР, 1 год обучения)
Подготовила и провела:
Чембаева Светлана Николаевна
Саранск 2022
Тема игрового занятия : Количество и счет.
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию „Количество и счет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Образовательные области: «Познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно - эстетическое развитие», «социально - коммуникативное развитие».
Цели занятия :
- закрепить счет в пределах девяти (прямой, обратный,
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
Задачи:
Обучающие: - тренировать умение считать в пределах девяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
- тренировать мыслительные операции
- анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Развивающие :
- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;
- воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.
Демонстрационный материал : Таблички с названием привалов.
Клубочек. Карточки с числами для игры. Геометрические фигуры.
Магнитная доска. Блоки Дьенеша. «Чудесный мешочек2
Раздаточный материал - карточки-цифры с 1 до 9; наборы геометрических плоскостных фигур, альбомные листы по количеству детей.
Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка
Предварительная работа с детьми:
1. Отгадывание загадок.
2. Прямой и обратный счет до 10 по таблице Н. А. Зайцева.
3. Нахождение соседей числа до 10.
Содержание занятия :
Вводная часть.
Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся: руками, глазами, словами. (Дети выполняют действия.)
Воспитатель просит детей встать в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Играть дружно все начнем.
Основная часть.
- Вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычное путешествие в страну математики. С нами пойдет волшебный клубочек, он все тропки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие. А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки».
На привале посидим, и задачки все решим.
1. Сколько пальцев па одной руке? (5)
2. Что бывает раньше утро или вечер? (утро)
3. Сколько ранним утром глаз открывается у нас(2)
4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас(2)
5. Назовите времена года. (Весна, лето, осень и зима).
6. Сколько концов у двух палок(4)
7. Сколько ушей у одной кошки (2)
8. Сколько ушей у двух кошек? (4)
9. Сколько дней в неделе? (7)
10. Сколько глаз у светофора? (3)
1 I. Сколько солнышек на небе? (1)
12. Сколько лап у одной собаки? (4)
13. Сколько пальцев на двух руках? (10)
14. Сколько в неделе выходных дней? (2)
15. Сколько понедельников в неделе? (1)
16. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
17. Какое число больше 8, или 10? (10).
18. Сколько животиков у 5 бегемотиков? (5)
Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли. А здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались.
- Попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!
1 . Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр: 01 2345 6 78 9.
2. Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.
- А сейчас Клубочек предлагает нам поиграть в игру «Угадай - ка». Педагог называет число, дети находят и показывают соответствующую карточку с цифрой.
-Покажите число 3,5, 7.
- Соседей числа 6,8, 1.
- Назовите число, живущее между: Зи5,6и8, 7и9.
- Молодцы, ребята! Пойдемте за Клубочком по тропочке дальше. Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли. А называется он «Загадки».
- Ребята, попробуем отгадать загадки волшебного клубочка? А отгадки покажите.
1) Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. (Круг.)
2) Моя загадка коротка, Три стороны и три угла. Кто я? (Треугольник.)
3) С детства я знакомый твой. Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины. Вам представиться я рад.
А зовут меня. (Квадрат.)
4) Нет углов у меня. Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал, Что зовут меня. (Овал.)
5) Есть четыре стороны
- Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)
- Ну, как Клубочек, ребята всё правильно отгадали? Идем дальше?
- Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и четвертый привал впереди. А называется он «Прятки».
Клубочек и его друзья, геометрические фигурки, хотят поиграть с нами в прятки. У меня в руках «чудесный мешочек». Нам надо угадать что это? (Дети достают из мешочка геометрические фигуры и прикрепляют на магнитную доску. Блоки Дьенеша: желтый маленький круг, синий большой квадрат, красный большой треугольник, синий маленький прямоугольник, красный маленький квадрат, синий большой круг показывает их, а дети называют цвет, размер и форму. Затем педагог говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза, а он прячет одну фигуру. Педагог говорит: «День». Дети открывают глаза и называют геометрическую фигуру, которой нет. (Желтого маленького круга). И тогда педагог, возвращает фигуру на место. Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также педагог может просто поменять фигурки местами, не убирая их.
- Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и пятый привал впереди. А называется он «Физкультминутка».
1,2, 3,4, 5
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1-2 - выше голова.
3-4 - руки шире.
5-6 - тихо сесть.
7-8 - лень отбросим.
1 - подняться, подтянуться
2 - согнуться, разогнуться
3 - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На 4 руки шире
5 - руками помахать
6 - за стол тихонько сесть.
- А теперь идем мы дальше по математической тропке. Долго-долго мы шли и на шестой привал пришли. «Счетная полянка».
Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки. Ответ: Дети поднимают карточки с цифрой).
1. Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
3. Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
4. У белочки было 5 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?
- А теперь идем мы дальше по математической тропке. Долго-долго мы шли и вот наш последний привал он называется: «Художники- аппликаторы». Волшебный клубочек хочет, чтобы каждый из вас придумал картинку и составил ее из геометрических фигур. Дети выполняют задание самостоятельно.
- А теперь расскажите клубочку, из каких геометрических фигур вы сделали свои фигурки: кораблик, рыбку, флажок, дерево и т. д.
Рефлексия
Воспитатель: Итак, дети скажите Клубочку, что вам понравилось. (Дети отвечают).
-А, вот теперь, пора нам прощаться с нашим Клубочком!
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы.
Литература:
1. «Детство» : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. :ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.
2. Е. В. Колесникова. «Математика для детей 5-6 лет. /Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю.» - 4-е изд, перераб. и доп. -М. :ТЦ Сфера, 2018. - 96 с. (Математические ступеньки);
3. И. А. Пономарева. .В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.
4. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»;
5. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи»;