Ольга Баских
Конспект занятия по лепке в 1 классе «Знакомство с приемом «процарапывание». Композиция «Снежинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Знакомство с приемом «процарапывание». Композиция «Снежинка» является одной из первых тем, изучаемых во втором полугодии первого года обучения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Лепка».
Цели темы:
• научить детей придумывать и воплощать узор «снежинка», передавая её природные особенности посредством процарапывания стекой узора на пластилиновой основе;
• способствовать формированию у детей умений: наблюдать, анализировать, обобщать;
• упражнять детей в умении работать на горизонтальной плоскости в технике пластилинография, используя приёмы надавливания, размазывания и заглаживания;
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Зима
- Зима. Лепка, пластилин
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Снежинки. Конспекты по лепке
- Снежинки. Лепка, пластилин
- Снежинки. Поделки и рисунки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• закреплять знания детей о строении снежинки;
• способствовать развитию у детей образного мышления, внимания, творческой фантазии и художественного вкуса;
• воспитывать такие качества личности, как уверенность, самостоятельность в художественном поиске при воплощении замыслов.
Урок «Знакомство с приемом «процарапывание». Композиция «Снежинка» является третьим в цикле занятий раздела «Пластилиновая аппликация».
Разработка может быть использована по предмету «Лепка» в детских художественных школах, школах искусств.
Работа учащихся по теме «Знакомство с приемом «процарапывание». Композиция «Снежинка» запланирована на два урока. Урок рассчитан на 40 минут. Содержание разработано с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. Текстовое содержание урока изложено в доступной для детского восприятия форме, соответствующей возрастной категории 7 лет.
Тема урока: «Знакомство с приемом «процарапывание». Композиция «Снежинка».
Цель урока: научить детей выполнять работу в технике «процарапывания», создавая при помощи стеки декоративный рисунок в виде снежинки на пластилиновой основе.
Задачи урока:
• научить детей изображать снежинку, используя технику «процарапывания», строить узор из центра, симметрично располагая элементы на лучах; учить использовать в узоре разнообразные линии и формы;
• закрепить у детей умение разогревать пластилин в руках и наносить тонким слоем на основу, размазывая пальцем, начиная с середины листа; пользоваться шаблоном;
• способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, воображения и внимания и образного мышления;
• способствовать формированию у детей эстетического вкуса, умения видеть красивое в окружающем.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Возраст учащихся: 7 лет.
Оборудование: белый картон формата А4, простой карандаш, ластик, ножницы, пластилин, стеки, клеёнки для лепки, шаблоны в виде шестиугольников (по количеству детей).
Зрительный ряд: фотографии снежинок, образец педагога (Рисунок 1).
План – конспект урока.
1. Организационный момент (2 минуты).
Педагог. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Вопрос к детям:
- Вы хотите узнать тему нашего занятия? (ответы детей)
Педагог. Тогда отгадайте загадку:
Лёгкая, узорная звёздочка – малютка.
Ты лети мне на руку. Посиди минутку.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке.
Ответ детей. Снежинка.
Педагог. Правильно, это снежинка!
2. Беседа с опорой на иллюстрации (10 минут).
Педагог. Ребята, зимой бывает снегопад, когда много красивых, пушистых, сверкающих снежинок летит с неба.
Вопрос к детям:
- Что же такое – снежинка? (Застывшая в облаках капелька воды- кристаллик).
Педагог показывает детям иллюстрации с изображением снежинок.
Педагог. Ребята, посмотрите внимательно на снежинки и обратите внимание на то, что все снежинки разные, не бывает двух одинаковых.
Вопросы к детям:
- Что можно сказать о снежинках? Какие они? (Лёгкие, пушистые, белые, красивые, холодные, узорные, изящные, хрупкие).
- На что похожа снежинка? (На кружева, на звездочку, на цветок с шестью лепестками и т. д.).
Педагог (читает детям стихотворение):
Снежинки-картинки,
Взгляни поскорей,
У каждой по шесть,
Серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик-
Зимы заколдованный ключик. (Л. Шеховцова)
- Давайте рассмотрим снежинку. Обычно снежинки имеют шестиконечную форму – шесть лучей, расходящихся из одной точки (центра).
Вопрос к детям:
- Сколько лучей у снежинки? (6 лучей)
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать снежинки не на бумаге, а на пластилине! И рисовать мы будем, используя новый приём – «процарапывание». Это такой приём, когда на картон наносится слой пластилина, намечается будущий рисунок, затем процарапывается при помощи стеки. (Показ образца педагога).
3. Практическая работа (20 минут).
Педагог объясняет и показывает детям все этапы выполнения работы.
Педагог. Для основы возьмём белый картон. На картоне нужно карандашом нарисовать шестиугольник, используя шаблон. Затем его вырезать. Этот шестиугольник – основа для нашей работы.
Сейчас я раздам вам шаблоны, вы приложите их к листу картона, простым карандашом обведёте по контуру, затем полученный шестиугольник нужно будет аккуратно вырезать.
Дети выполняют задание. Педагог оказывает им помощь по мере необходимости.
Педагог. Молодцы! А теперь давайте поиграем и немного отдохнём.
Проводится пальчиковая гимнастика «Снежинки»:
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке вода! (разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (разжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи… (встряхнуть руками)
Как видно, ладошки мои горячи (потереть рука об руку).
Педагог. Молодцы! Теперь приступим к работе. Для работы можно выбрать пластилин 2 – 3 цветов. Цвета лучше выбирать холодные.
Вопросы к детям:
- Почему лучше выбрать холодные цвета? (Потому что снежинка – холодная).
- Какие холодные цвета вы знаете? (голубой, синий, сине-зелёный, сине-фиолетовый).
Педагог. Посмотрите, как я отрезаю стекой кусочек пластилина, разогреваю его в руках и наношу тонким слоем на основу, размазывая пальцем, начиная с середины нашего шестиугольника. При этом можно использовать разные цвета пластилина, смешивать их между собой. Слой должен быть равномерным по толщине.
Потом беру стеку с острым концом и тоненькими линиями намечаю на своей заготовке рисунок снежинки.
Последовательность построения основы снежинки:
1. Найти и обозначить точкой центр шестиугольника.
2. От точки провести в стороны шесть лучей (к углам шестиугольника). Это основа снежинки.
3. Теперь украшаем лучики. Вы можете придумать свой узор снежинки. Можно превратить эту снежинку в волшебное кружево с неповторимым рисунком. Вы обратили внимание на то, что каждая снежинка имеет свой сказочный узор. Нарисовать такую сказочную неповторимую снежинку можно, используя различные элементы: чёрточки, точки, завитки, круги, треугольники и всё, что захотите.
Если снежинка получилась ровной и красивой, по намеченным линиям процарапываем пластилин до бумаги. Если допущена ошибка, ее легко исправить: пальцем вновь растираем пластилин, закрывая процарапанные места. Так работаем до завершения нашего изделия - снежинки. Эффект рисунка получается за счет контрастности белой бумаги и цветного пластилина.
Вопрос к детям:
-Ребята, вам понятно, как выполнять работу? (ответы детей)
Педагог. Хорошо. Теперь мы берём пластилин, отрезаем стекой небольшой кусочек, разогреваем его в руках и наносим тонким слоем на основу, размазывая пальцем, начиная с середины нашего шестиугольника. Помните, что в работе мы используем разные цвета пластилина, смешиваем их между собой.
Дети приступают к выполнению задания. Педагог оказывает им помощь по мере необходимости.
4. Подведение итогов (8 минут).
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами учились рисовать снежинку на пластилиновой основе, используя новый для вас приём – «процарапывание».
Вопросы к детям:
- Понравилось ли вам наше занятие?
- Чему новому вы сегодня научились?
- Что для вас было самым трудным?
Педагог. На следующем уроке мы с вами продолжим. А сегодня наше занятие закончилось, все свободны. До свидания.
Рисунок 1.