Анна Казанцева
«Рыбка золотая». Конспект занятия по лепке из соленого теста в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лепке в старшей группе
Тема:"Рыбка золотая"
Цели:
1. Совершенствовать технику лепки из соленого теста, раскатывать пласт, пользоваться шаблоном, обрезать стекой.
2. Раскрыть прямую связь между пластической формой, материалом и технологией
3. Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения.
4. Учить планировать работу: задумывать образ, подбирать материал
5. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами,
6. Показать разные приемы тиснения поверхности, чешую вдавливать ритмично в виде узора, создавая фактуру
7. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.
8. Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности.
9. познакомить с понятием тиснение, оттиск
Образовательные задачи:
1. Совершенствовать технику рельефной лепки. Формировать умение воспринимать и познавать красоту пластической формы через предметную лепку рыбки из соленого теста. Закрепить умение лепить рыбку. Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения.
2. Развивать гибкость, чувствительность и моторику пальцев. Развивать основные компоненты творческой деятельности: активность, самостоятельность, инициативу. В процессе лепки развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться необходимыми материалами (стекой, скалкой, влажной губкой, салфетками и пр.)
мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности.
3. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к данному виду деятельности и оформлению интерьера. Воспитывать целеустремленность в работе, умение довести ее до конца.
4. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, сообща трудиться, воспитывать заботу и уважение к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
Соленое тесто (готовим заранее, фартуки, картон (работаем именно на нем, стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок (можно 2-3 разных, дети выбирают по желанию). Подручные инструменты: формочки для вырезания (мы использовали маленькие формочки для печенья, колпачки от фломастеров, пластиковые вилки, ложки и т. п., губки с водой, влажные салфетки. Интерактивная доска, ноутбук.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, изготовление соленого теста, проведение опытов экспериментов с тестом и различными видами красителей. лепка из соленого теста различных фигурок.
Методическое обеспечение:
И. А. Лыкова «Цветные ладошки» Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет, 2023;
Журнал «Цветной мир» 2023-24;
Е. В. Рубцова «Фантазии из соленого теста», 2018;
А. Фирсова «Чудеса из соленого теста», 2016;
И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ,2017.
Словарная работа:
Рыбы: речная, океаническая, озёрная, аквариумная. Скалка, стека. Рельеф, барельеф, скульптор.
Ход:
Вос-ль: Ребята сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем их.
А теперь, отгадайте загадку:
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей - Рыбы). (Слайд 1) Молодцы!
- Где может жить рыба (в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме) (Слайд 2).
- К нам в гости приплыла золотая рыбка и рассказала свою историю. Однажды солнечным тихим днем, жители подводного царства беззаботно плавали и были счастливы в синем море (Слайд 3). Рядом жила злая колдунья, которой очень не нравилось чужое веселье (Слайд 4). Она очень напугала всех и рыбки уплыли в разные стороны (Слайд 5). Вот сейчас бедная золотая рыбка просит нас о помощи, найти ей ярких и веселых друзей. Для того, чтобы помочь Золотой рыбке, предлагаю отправиться в нашу «Творческую мастерскую». Что нужно сделать, чтобы туда попасть? (закатать рукава, надеть фартуки)
Дети садятся на места
Итак, как можно помочь Золотой рыбке? (Ответы детей) (Прогнать колдунью, купить рыбок в магазине, нарисовать рыбок, вылепить). Выбор подходящего решения
Вводная беседа о цветном соленом тесте
Мы с вами решили вылепить подружек-рыбок. А как же называется профессия человека, который лепит скульптуры? (Слайд 6) (Скульптор). Из чего лепят скульпторы (из глины). С давних времен люди лепили не только из глины, но и из теста, в которое добавляли соль. Для чего? (Ответы детей) (Фигурки лучше сохранялись, насекомые и мыши не ели их). Мы с вами уже лепили из солёного теста, вспомните, как называется искусство лепки из солёного теста (тестопластика, биокерамика, мукосолька). Правильно. (Слайд 7)
Хотя поделки из соленого теста - старинное искусство, им находится место и в современном мире, потому что в наше время особенно ценятся работы, сделанные своими руками. (Слайд 8). Мы с вами уже имеем опыт в лепке из соленого теста. Давайте подумаем, как сделать разноцветных рыбок? (Ответы детей) (Окрасить тесто заранее, раскрасить фигурки после высыхания). Что используют для окрашивания теста? (акриловые и пищевые краски, гуашь, какао-порошок и т. д.) Неокрашенное тесто имеет какой цвет? (белый). Тесто каждого цвета нужно хранить отдельно. Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного вам оттенка.
- Какие инструменты нам еще могут пригодиться в процессе работы? (Ответы детей). (Слайд 9)
- Как вы думаете, для чего её можно использовать? (резать, делить, прорисовывать) позволяют проработать самые мелкие детали и элементы изделия, которые просто невозможно сделать пальцами.
Правила ТБ при работе (Слайд 10)
1. При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек и рук в глаза.
2. Соблюдать осторожность при работе со стекой.
3. Содержать рабочее место в чистоте, убирать на место предметы, которые не используются в данное время.
4. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Воспитатель:
Но лепить мы будем на листе картона не объёмную, а плоскостную рыбку. Посмотрите, в какой технике выполнена Золотая рыбка (Пример на доске) (Ответы детей) (рельеф, барельеф) (Слайд 11). Давайте рассмотрим рыбку. Какие части тела у нее есть (Ответы детей) (Туловище, голова, плавники, хвост, глаза, и т. д.). Чего нет? (Шея)
Для создания фигурок рыбок мы будем использовать трафареты. (Демонстрация) (обведите пальчиком по контуру)
Давайте перед работой подготовим наши руки и проведем гимнастику.
Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
рыбке холодно сейчас.
Рыбка- рыбка, озорница,
я хочу тебя поймать! складывают ладони лодочкой имитируя плавание рыб в воде
круговыми движениями поглаживают ладони друг о друга грозят пальчиками обеих рук
хлопают, как будто ловят рыбку
(Работа выполняется последовательно с помощью педагога)
1. Берем кусок теста скатываем в шар, расплющиваем его и раскатываем пласт, проверяем толщину теста большим пальцем руки (на картоне).
2. Прикладываем шаблон, аккуратно при помощи стеки вырезаем по контуру шаблона рыбку (Педагог помогает детям, которые затрудняются выполнить задание)
3. Убираем шаблон и лишнее тесто на индивидуальные тарелочки.
4. Сглаживаем края пальцем, обмакнув его в воде.
- Для того чтобы лучше понять, какими должны быть ваши рыбки, давайте представим, что вы сами превратились в рыбок и оказались в море:
Физкультминутка
В синем море на просторе
Жил огромный чудо-кит
Среди рыб больших и малых
Был он очень знаменит
Он любил в воде крутиться
На хвосте умел скакать
Кит фонтан пускать умел
И красиво песни пел
А когда кит уставал
На песке он отдыхал.
Покачиваясь из стороны в сторону
Разводим руки в стороны
Ставим руки на пояс и поднимаем вверх подбородок
Крутятся
Прыгают на двух ногах
Поднимают и опускают руки
Поем в микрофон
Под голову кладем руки
- Ребята, вы готовы к выполнению дальнейшей работы (включает запись "звуки природы" Можно включить морской прибой или музыку на морскую «тему»). Приступайте (помогает, консультирует). Ваша рыбка может быть такой, какой вы захотите
Сначала дети из разноцветного теста оформляют поверхность (напомнить им, что нужно намочить фигурку, затем – дополнительными материалами.
В. : - Чтобы создать такую красивую поверхность можно использовать самые разнообразные подручные средства: Какие? (стеки, колпачок от фломастера, пуговицы, формочки, бисер, пайетки, стразы). Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны - красивую снежинку. Можно наклеить на тело рыбки маленькие фигурки, шарики, их вы можете слепить сами, тоже получится очень красиво.
Пусть сами решают, какими будут у рыбы глазки и др. части (процарапать хвост, украсить его) и т. д
5. Оформляем глазки, скатав шарики из теста.
Не забываем смачивать каждую деталь водой.
Рыбки готовы! Осталось только высушить.
Подведение итогов занятия.
В. : - Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие. Посмотрите, какие замечательные рыбки у вас получились.
(Поднести работы к Золотой рыбке или ее положить на стол ко всем)
Золотая рыбка благодарит детей и дарит им волшебную ракушку
-С каким материалом мы сегодня с вами работали? (соленое тесто) Чем украшали рыбок-подружек?
- Наша гостья благодарит вас, посмотрите, как она рада (Слайд 12).
- Это рыбка исполняет желания, что бы вы сейчас загадали? (конфет, сладостей). Посмотрите внимательно, что же это? Волшебные жемчужины! Молодцы!