Татьяна Коротоякская
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.
Цель: познакомить детей с буквой У.
Задачи:
учить соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четкое произношение звука У;
учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов;
Темочки:
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У;
развивать у детей навык письма;
тренировать детей в понимании смысла пословиц и поговорок;
развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь
развивать мелкую моторику.
Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописном шрифтах, пособие «Уля в лесу», карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста» (в обработке О. Капицы, карточки разных цветов; альбомы.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
1. Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Давайте вместе с вами рассмотрим карточки разных цветов и составим из них пары. Это какой цвет? (Синий.) Какую пару мы ему подберем из второго домика? (Голубой.) Почему? Далее по аналогии.
Логопед: Молодцы! А теперь давайте рассмотрим картинки. Это кто? (Уж.) Он какого цвета? Запишите получившееся словосочетание. Где стоит буква У? (Вначале). Далее по аналогии.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Логопед: Пусть (имя ребенка) прочтет нам получившиеся словосочетания, а вы, ребята, послушайте и определите гласный звук, который повторяется во всех словосочетаниях. (Звук У.)
II. Основная часть.
1. Произношение звука У хором, индивидуально перед зеркалом. Знакомство с нормой артикуляции, характеристикой звука.
Логопед: Ребята, давайте вместе произнесем с вами звук У. УУУУУ. Какой он? Звук У - гласный, тянется, поется, не встречает при образовании преграды для выдыхаемого воздуха.
2. Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами).
Логопед: Хорошо, а теперь слушайте внимательно, каждый раз, когда я произнесу звук У, вы хлопнете в ладоши.
Дети хлопают в ладоши на услышанный звук У:
а) из ряда гласных - у, а, о, у, э, ы, а, и, у, о, у;
б) из ряда слогов - ту, но, ну, ку, ак, ув, об, уб, ду, до;
в) из ряда слов - гусь, утро, он, так, руль, стук, руки, рак.
3. Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Отлично, переходим к следующему заданию. Рассмотрите картинку и назовите спрятавшиеся предметы.
4. Развитие навыков сравнения и обобщения.
Логопед: Хорошо, а теперь давайте объединим картинки в пары. Почему? утка - петух (птицы);
утка - утюг (звук У в начале слова);
утюг - губы (слова состоят из 2 слогов и 4 звуков);
груша - петух (слова, состоящие из 5 букв и 5 звуков).
5. Знакомство с героиней занятия.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла девочка Уля. Она собралась в лес за грибами и ягодами. Пойдемте вместе с ней.
Уля будет собирать грибы со звуком У, а мы - ягоды с этим звуком.
Картинки: голубика, черника, брусника, клубника, грузди, мухомор, волнушки.
Логопед: Какой гриб мы не будем срывать? Почему? (Мухомор. Это ядовитый гриб.)
6. Подбор слов к звуковым схемам.
Логопед: Назовите собранные грибы и ягоды и назовите слова, которые смогут подойти к представленным схемам. Логопед выставляет на доску звуковые схемы слов.
7. Физминутка.
Логопед: Ульяна прелагает нам сделать физминутку.
Я по лесу пойду. Шаги на месте.
В лесу ягоды найду. Наклоны вперед.
Если нет лукошка, Пожать плечами.
Соберу в ладошку. Загибать пальцы.
Прыгну через лужицу. Прыжки на месте.
Голова не кружится? Покачать головой.
8. Развитие зрительной памяти и внимания.
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Картинки: пуговица, стул, треугольник, рукав, клумба, кузнечик, улитка.
9. Развитие связной речи.
Логопед: Послушайте сказку в обработке О. Капицы «Заяц-Хваста» :
Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой было голодно.
Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит- там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:
- А ну, скажи, как ты хвастался?
-А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Потрепала его ворона за ушки и говорит:
- Смотри, больше не хвастай!
Испугался заяц и обещал больше не хвастать.
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает- надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал- собаки выбились из сил и отстали от него.
Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
- ну,- говорит ему ворона,- ты молодец, не хвастун, а храбрец!
Беседа по содержанию.
- Объяснение смысла пословицы: «Назвался груздем - полезай в кузов» (Если сам добровольно взялся за какое-либо дело, выполняй свои обязательства).
- Пересказ сказки по цепочке. Припоминание слов из сказки со звуком У.
Запись слов с буквой У и ее обозначение при помощи символа.
III. Итог занятия.
Логопед: Припомните характеристику звука У. Почему его называют гласным? Подберите слова со звуком У в начале слова.