Елена Чегодаева
Конспект занятия по художественной литературе «Любимые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественной литературе «Любимые сказки»
Программное содержание:
Обобщить знание детских сказок через различные виды игр;
закрепить знания детей о героях сказок;
выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети,
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе „Любимые сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
обобщить понятия «народные» и «литературные» сказки, выявить лучших знатоков сказок; способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти;
развивать логическое мышление, смекалку;
обогатить словарный запас, расширить кругозор;
воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней;
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций.
Материалы: иллюстрации к сказкам, картинки персонажей сказок, книги.
Ход
Кто на свете всех умнее, кто всё может и умеет?
И в любой свободный час кто всему научит нас? (Книга)
Вы любите, когда вам читают книги? (Да) Их можно выбрать дома, можно попросить у друга. А куда еще можно пойти за книгами?
Библиотека-это дом, в котором хранятся книги, и их можно брать читать, но обязательно нужно возвращать.
Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Открою вам один секрет:
В книгах можно найти ответ на любой вопрос.
Книги в библиотеке разложены по жанрам, чтобы читателям было легко выбирать нужную книгу.
- Какие литературные жанры вы знаете? (стихи, сказки, басни, рассказы)
У всех детей есть любимый литературный жанр - это сказка.
Что такое сказка?
Сказки бывают разные, некоторые сказки написаны народом, их называют народными. В нашей стране очень много русских народных сказок, написанных народом.
Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?
Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.
А каких писателей – сказочников вы знаете?
Какие сказки они написали?
Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)
Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)
Тише, детки, проходите
Наши сказки не спугните
Сказки уж давно пришли
Очень деток ждут они.
Где вы, сказки покажитесь
Нам ребятам отзовитесь.
Воспитатель: загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай,
Всей командой отвечай!
Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой верёвочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут её… (Дюймовочка).
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)
Зимним утром баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Но не знала крошка эта,
Что беда грозит ей летом.
(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)
Девочка по лесу шла
И на домик набрела.
Видит что хозяев нет.
На столе стоит обед.
Из трёх чашек похлебала,
В трёх постелях полежала.
(Маша из сказки «Три медведя»).
В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга).
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка).
. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок).
. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка).
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди).
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная, злая,
Кто она такая? (Баба-Яга).
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал :
Вы сможете их отгадать?
(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки).
«Иван царевич и зеленый волк»;
«Сестрица Танюшка и братец Никитушка»;
«Дарьюшкина избушка»;
«Плавучий корабль»;
«Лапша из топора»;
«Зеленая шапочка»
«Мальчик с ладошку»
«Два поросенка»
«Кот в туфлях»
«Волк и пятеро щенят»
Цветик-одноцветик (семицветик)
Сибвка- будка (Бурка)
Мороз – красный пёс (нос)
Петушок- золотой малышок (гребешок)
Ковёр-вертолет (самолет)
Заюшкина вертушка (избушка)
Лисичка с прялочкой (скалочкой)
Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали.
Воспитатель. В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.
Воспитатель:А теперь давайте поиграем, я буду бросать вам мяч и называть сказочного героя, а вы возвращать мне мяч с продолжением его названия.
Золотой- ключик, Василиса-премудрая, конек-горбунок, сивка-бурка, кощей-бессмертный, змей-горыныч, петушок-золотой гребешок,красная-шапочка, три- поросенка, бременские-музыканты, мороз-красный нос, бычок-смоляной бочок, скатерть-самобранка, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица-Аленушка, серый-волк, братец- иванушка, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица,
В литературе есть еще один жанр- это рассказ. Что такое рассказ? (рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле).
Чем рассказ отличается от сказки? (в сказке звери говорят на человеческом языке. Происходит волшебство, есть скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др.)
Назовите рассказы и их авторов, которые мы читали.
В Драгунский «Тайное становится явным», «Друг детства»
Еще один литературный жанр это басня.
Что такое басня? (Басня-короткая поучительная история, герои животные, но подразумеваются люди)
Назовите басни И. Крылова.
Мы рассказали о жанрах литературы, которые находятся в библиотеке. Но нельзя забывать и о том, как необходимо обращаться с книгой. Давайте мы с вами вспомним об этом.
Игра «Да, нет»
Книга – самый лучший друг,
Это знают все вокруг! (да)
Книгу можно прочитать, (да)
Руками грязными листать. (нет)
Если нравится картинка — рви ее из серединки. (нет)
Книгу бережно держи, в нее закладку положи. (да)
С горки прокатись на книжке, (нет)
Вырви листик для братишки. (нет)
Ручку в руку ты возьми, на страницах попиши. (нет)
Книгу в воду не бросай, Береги и уважай! (да)