Мухамеджанова Зифа
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: создать условия для закрепления представлений о городецкой росписи.
Задачи:
Образовательные
1. Расширять представления детей о городецкой росписи, ее колорите, особенностях.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему „Городецкая роспись“» размещена в разделах
2. Формировать умения рисовать новые элементы росписи – ромашки создавать декоративные композиции по мотивам городецкой росписи, выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, ритм).
3. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
4. Закреплять умения правильно держать кисть, чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.
5. Побуждать детей включаться в отбор созданных ими работ в процесс организации выставки.
Развивающие
1. Развивать внимание, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, воображение.
2. Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.
Воспитательные
1. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
3. Воспитывать устойчивую мотивацию к речевой деятельности, аккуратность при работе с красками (гуашью, чувство сопереживания герою.
Речевые
1. Развивать вербальную память на основе прослушивания и запоминания маленьких стишков, отгадывания загадок.
2. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Словарная работа: городецкая роспись, подмалевка, теневка, оживка, мастера.
Оборудование: изделия городецких мастеров, образцы узоров и последовательности рисования «ромашки», листы бумаги, шаблоны тарелки, гуашь, кисточки, стаканчик с водой, салфетка, палитра.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью; продолжение знакомства с декоративно прикладным искусством – «Городецкая роспись»; прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности; чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушание народной музыки; беседа о русском быте и традициях.
Ход ООД
1. Создание проблемной ситуации
Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы «Солнышко» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам вскрывать без вас я его не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в письме?»
(Воспитатель читает письмо.)
- Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для композиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. (один образец с городецкой росписью.) Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеемся, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.
Воспитатель:
- Ребята, поможем?
Дети:
- Да.
Игра «Собери картинку».
Воспитатель:
- Вот вы и собрали образец, а что у вас получилось?
Дети:
- тарелочка
Воспитатель:
- А вы догадались, какая это роспись?
Дети:
- Городецкая.
Воспитатель:
- По каким элементам вы догадались?
Дети:
- По элементам круги,дуги,точки,лепестки-ромашка, листочки.
Воспитатель:
- Все правильно, ребята!
- А сейчас, Милана, Адэля расскажут нам замечательное стихотворение про Городец
- Есть на Волге город древний,
По названью Городец.
Славился по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо- птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Милана:
- Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Адэля:
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Воспитатель:
- На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки.
- Крестьяне украшали удивительной росписью свои дома. Для украшения использовали следующие предметы: ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани, детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, веточки с зелёными листиками.
(Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы.)
Воспитатель:
- Какие еще названия росписи вы знаете?
Дети:
- «Городецкая», «Хохломсакая», «Полхов-Майданская» «Гжельская», «Дымковская».
Воспитатель:
- Чем эти росписи отличаются друг от друга?
Дети:
- Элементами узора.
Воспитатель:
- А сейчас я вам загадаю загадки, чтобы вы быстрее вспомнили элементы городецкой росписи.
Он не броский, круглый он-не раскрывшийся. (бутон)
Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она-(купавка)
Словно чудо тут и там распускается (розан)
Она круглая как чашка, и зовут ее (ромашка)
Воспитатель:
- Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).
Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора теперь размяться.
Физкультурная минутка.
Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.
«Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.
К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёчки качал. Раскачивают руками влево-вправо над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! Руки вверх, раскрывают пальчики.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель:
- Ребята, как вы уже догадались, мы будем расписывать тарелочки элементами городецкой росписи. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и побыть художниками по росписи. Выбирайте силуэт изделия, которое вы сегодня будете расписывать. ( На отдельном столе разложены предметы быта: тарелки Дети сами приносят себе краску, кисти, палитру и стаканчики с водой. Садятся за столы.)
Воспитатель:
- Что нужно сделать вначале работы (придумать композицию - расположение элементов на изделии). Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов.
- Какие этапы Городецкой росписи вы знаете?
Дети:
- Подмалевок, теневка, оживка.
(Воспитатель дополняет и поправляет ответы детей.)
- Это подмалевок, когда наносят цветовые пятна, силуэт основных элементов (показывает). Теневка, когда прописываются красной краской с целью детальной проработки форм. И оживка - нанесение белилами штрихов деталей, чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.
(Воспитатель показывает, как надо рисовать ромашку, сначала рисует крупные круг, потом на круге рисует лепесточки красного цвета. и. т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.)
1 этап:
Подмалевок. Кистью рисуем большой круг розового цвета, элементы листьев зеленого цвета (по два листочка с каждой стороны).
2 этап:
Теневка. Кистью рисуем красной краской сердцевину (кружочек) у цветка и лепестки На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.
3 этап:
Оживка. Кистью наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.
Анализ результата деятельности
Воспитатель:
- Вам понравилось расписывать силуэты предметов городецкой росписью?
- В чем были трудности?
- Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?
Дети:
- круги, точки. лепестки, капельки,дуги
Воспитатель:
- Правильно ли подобраны цвета в подмалевке и следующих этапах?
Рефлексия.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.
- А теперь готовые работы мы разместим на нашей выставке. А завтра мы по почте отправим наши работы сотрудникам музея.