Татьяна Крампит
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
Образовательные задачи. Выявление уровня сформированности математических представлений детей. Формирование навыков счета в пределах четырех, закрепление в речи количественных числительных. Обучение сравнению двух групп предметов и уравниванию двух неравных групп двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Упражнения в различении форм предметов (круглый, треугольный, квадратный) и их правильном назывании. Совершенствование навыка работы с кистью.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе „Детский сад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительных операций, речевой деятельности, тактильной чувствительности.
Воспитательные задачи. Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия.
Оборудование: коврограф, рабочие тетради по числу детей, кисточки, подставки, баночки с гуашью и водой, влажные салфетки; круглый, квадратный и треугольный подносы разных цветов; плоскостные изображения кукол и воздушных шаров, игрушки: зайка, белка, красивая коробка с игрушками).
Предварительная работа. Рассматривание детских игрушек. Моделирование ситуации «У нас в группе» на ориентировку в пространстве, обогащение пассивного словаря наречиями слева, справа, посередине, рядом, вверху, внизу. Разучивание подвижного упражнения «Детский сад».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие тактильной чувствительности.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и предлагает подойти к столу. Дети стоят полукругом, на столе стоят игрушки Зайка и Белочка и красивая коробка).
Педагог. Посмотрите-ка, ребята,
В гости к нам пришли зверята!
Ребятки, а кто к нам пришел сегодня в гости? (Белочка, Зайка)
Правильно. Да только что-то они какие-то невеселые, чем-то огорчены.
Белочка. Мы на полках лишь сидим,
На игры детские глядим,
Хотим, чтоб был, как у ребят
Детский сад, для нас - зверят.
В этой красивой коробке много разных игрушек. Сейчас вы будете по очереди просовывать руку под салфетку, ощупывать игрушку, выбирать одну из них и угадывать, что это за игрушка, не вынимая её, а потом уже сможете вытащить её и проверить себя.
(Дети по очереди выполняют задание.)
Педагог. Отлично! Вы узнали игрушки на ощупь и правильно назвали их.
2. Упражнение «Разноцветные подносы». Упражнения в различении форм предметов (круглый, треугольный, квадратный) и их правильном назывании.
(Педагог ставит на стол круглый, треугольный и квадратный подносы.)
Педагог. Для игрушек я приготовила подносы. Какие они по форме?
(Один из детей кладет руку на первый поднос.)
1-й ребенок. Этот поднос круглый.
(Другой ребенок кладет руку на второй поднос.)
2-й ребенок. А этот поднос треугольный.
(Третий ребенок кладет руку на последний поднос.)
3-й ребенок. Этот поднос квадратный.
Педагог. Ребята, внимательно рассмотрите наши игрушки в группе, подумайте, какие они по форме, и положите круглые игрушки на круглый поднос, треугольные на треугольный, а квадратные на квадратный.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Посмотрите, никто не допустил ошибок?
Дети. Нет.
Педагог. Назовите игрушки, которые лежат на круглом подносе.
Дети. Помидор, редис, мяч, неваляшка …
Педагог. Какие они по форме?
Дети. Круглые.
Педагог. Назовите игрушки, которые лежат на треугольном подносе.
Дети. Морковка, кубик, пирамидка, ракета …
Педагог. Правильно. Эти игрушки похожи по форме на треугольник. Какие они по форме?
Дети. Треугольные.
Педагог. И наконец, какие игрушки лежат на квадратном подносе?
Дети. Кубик, домик …
Педагог. Они похожи по форме на квадрат. Какие они по форме?
Дети. Квадратные.
Педагог. Правильно.
(Педагог убирает пособия и приглашает детей за столы.)
3. Работа в тетрадях. Упражнение «Вот какие игрушки». Различение геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и форм предметов (круглый, треугольный, квадратный) и упражнения в их правильном назывании. Обучение определению пространственных отношений. Закрепление в пассивном словаре наречий, выражающих пространственные отношения (слева, справа, посередине). Совершенствование навыка работы с кистью.
(На столах лежат раскрытые тетради, стоят баночки с гуашью и водой, кисточки на подставках.)
Педагог. Какие фигуры вы видите в тетради?
Дети. Треугольник, квадрат, круг.
Педагог. Покажите пальчиком треугольник.
(Дети показывают треугольник.)
Педагог. Правильно. Треугольник расположен слева. Теперь покажите круг.
(Дети показывают пальчиком круг.)
Педагог. Отлично. Круг расположен справа. И наконец, покажите квадрат.
(Дети показывают квадрат.)
Педагог. Верно. Квадрат расположен посередине. Теперь послушайте стихотворение о треугольнике.
Три стороны с тремя углами.
Считайте, проверяйте сами.
По ним меня все узнают
И треугольником зовут.
В. Нищее
Раскрасьте треугольник красной гуашью.
(Дети обмакивают кисточки в гуашь красного цвета, снимают излишки краски о край баночки и раскрашивают треугольники в тетрадях, а потом промывают кисточки и ставят их на подставки.)
Педагог. Отлично! Послушайте стихотворение о квадрате.
Называюсь я квадрат,
Так в народе говорят.
Все четыре стороны
У меня всегда равны.
И четыре есть угла,
Как у крышки для стола.
Раскрасьте квадрат желтой гуашью.
(Дети обмакивают кисточки в гуашь желтого цвета, снимают излишки краски о край баночки и раскрашивают квадраты в тетрадях, а потом промывают кисточки и ставят их на подставки.)
Педагог. Вы очень аккуратно работаете в тетрадях. Я вами горжусь. А теперь послушайте стихотворение о круге.
Нет углов и нет сторон,
Блин напоминает он.
Как колесо катается
И кругом называется.
В. Нищее
Раскрасьте круг синей гуашью.
(Дети обмакивают кисточки в гуашь синего цвета, снимают излишки краски о край баночки и раскрашивают круги в тетрадях, а потом промывают кисточки и ставят их на подставки.)
Педагог. Очень хорошо. И последнее задание в тетради. Какие игрушки нарисованы под фигурами?
Дети. Мяч, дом, пирамидка.
Педагог. Расскажите, какие они по форме.
Дети. Мяч круглый, дом квадратный, а пирамидка треугольная.
Педагог. Обмакните кисточки в зеленую гуашь и соедините каждую игрушку с такой же по форме геометрической фигурой. С какой фигурой вы соединяете мяч?
Дети. С кругом.
Педагог. С какой фигурой вы соединяете дом?
Дети. С квадратом.
Педагог. И наконец, с какой фигурой вы соединяете пирамидку?
Дети. С треугольником.
(Дети выполняют задание, промывают кисточки, вытирают руки салфетками. Педагог проверяет правильность выполнения задания.)
4. Упражнение «Детский сад». Развитие общей моторики, координации речи с движением. Работа над интонационной выразительностью речи.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и выполняет упражнение вместе с детьми, давая образец интонирования речи. Младший воспитатель в это время убирает пособия со столов).
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать. (руки сложить «замком» перед собой)
5. Упражнение «Куклы-красавицы». Актуализация счетных умений (в пределах трех, закрепление в речи количественных числительных. Обучение сравнению двух групп предметов и уравниванию двух неравных групп двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Подготовка к ознакомлению с количественным составом чисел «три», «четыре» из единиц.
(Педагог предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними коврограф. На коврографе прикреплены изображения кукол. Изображение куклы в синем платье прикреплено точно под изображением куклы в красном платье. (Рис. 3, см. цветную вкладку.)
Педагог. Ребята, наши куклы что-то принесли, а вот, что вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Он на нитке-поводке,
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной,
И в придачу, надувной.
(Воздушный шарик)
Верно! Воздушные шары.
(Педагог прикрепляет на коврограф четыре воздушных шара в ряд возле куклы в красном платье).
Педагог. Давайте сосчитаем воздушные шары вместе с зайчатами.
Дети. Один, два, три, четыре. Всего четыре воздушных шара.
(Педагог обязательно делает итоговое обводящее движение рукой. Затем он прикрепляет на коврограф три воздушных шара рядом с изображением куклы в синем платье).
Дети. Один, два, три. Всего три воздушных шара.
(Педагог вновь делает итоговое обводящее движение рукой. Педагог может показать, как образованы множества из трех и четырех воздушных шаров, и сделать вывод: «Один шар, и еще один шар, и еще один шар. Всего три воздушных шара. Один шар, еще один шар, еще один шар, и еще один шар. Всего четыре воздушных шара»).
Педагог. У каждой куклы четыре воздушных шара?
Дети. У куклы в красном платье.
Педагог. У какой куклы три воздушных шара?
Дети. У куклы в синем платье.
Педагог. У какой куклы больше шаров?
Дети. У куклы в красном платье.
Педагог. У какой куклы меньше шаров?
Дети. У куклы в синем платье.
Педагог. Как сделать так, чтобы у кукол стало воздушных шаров поровну, одинаково?
Дети. Надо добавить кукле в синем платье один воздушный шар.
(Педагог кладет изображения воздушных шаров перед коврографом.)
Педагог. Добавьте кукле в синем платье один воздушный шар.
(Один из детей выполняет задание.)
Педагог. Сосчитайте воздушные шары у куклы в синем платье.
Дети. Один, два, три, четыре. Всего четыре воздушных шара.
Педагог. У куклы в красном платье четыре шара, и у куклы в синем платье четыре шара. Теперь у них воздушных шаров поровну, одинаково.
(Педагог убирает один шар из нижнего ряда.)
Педагог. А если у куклы в синем платье останется три воздушных шара, как сделать, чтобы у кукол было воздушных шаров поровну?
Дети. Надо убрать один воздушный шар у куклы в красном платье.
Педагог. Заберите один воздушный шар у куклы в красном платье.
(Один из детей выполняет задание.)
Педагог. Сосчитайте воздушные шары у куклы в красном платье.
Дети. Один, два, три. Всего три воздушных шара.
Педагог. У куклы в красном платье три воздушных шара, и у куклы в синем платье три воздушных шара. Теперь у них воздушных шаров поровну, одинаково.
(Педагог убирает изображения кукол и шаров с коврографа.)
6. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(Педагог предлагает детям рассказать о том, чему они научились на занятии, а потом оценивает работу каждого ребенка).