Ольга Иванова
«Домашние птицы. Число и цифра 0». Конспект занятия по ФЭМП для детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в группе компенсирующей направленности (интеллектуальная недостаточность)
Тема: «Домашние птицы»
Задачи:
1. Закрепить умения считать предметы в пределах 5, при счете предметов слева направо называть числительные с существительными в роде, числе, падеже, умением сравнивать множества с помощью установления взаимно однозначного соответствия.
2. Познакомить с числом и цифрой 0.
3. Формировать понятие «ничего нет, пусто».
4. Развивать умение писать цифру 0 по точкам, выкладывать цифру 0 из ниток.
5. Развивать умение сравнивать предметы по ширине (широкий, уже, узкий).
6. Развивать мелкую и общую моторику, когнитивные функции.
Оборудование: курица с цыплятами; 5 кругов – мисочек для цыплят; цифра: 0. Цветные карандаши, тетради, игрушечный цыпленок, три разные по ширине ленты (широкая, уже, узкая).
Ход занятия.
1. Орг. момент: (приветствие в кругу)
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
2. (Загадывание загадки с помощью мнемотехники)
Ребята, послушайте загадку и вы узнаете кто к нам сегодня пришел в гости.
Она кудахчет по утрам
Неся яйцо в подарок нам.
Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад. (Курица).
- Правильно, это курица, но курица пришла к нам не одна, а со своими детками.
(на доску прикрепляются изображения курицы и пяти цыплят).
Куд-куда?
Куд-куда?
Ну-ка. Ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
- Курочка зовет к себе цыплят. Все ли цыплята послушные и бегут к маме? (нет. Один цыпленок спрятался.)
- какого он цвета? (черный)
- а остальные цыплята? (желтые)
- сосчитайте цыплят начиная с черного цыпленка.
- сколько всего у курицы цыплят? (всего 5 цыплят).
(педагог прикрепляет на доску в ряд под картинкой 4 плоскостные изображения мисочек с зернышками для цыплят.)
- давайте накормим цыплят. Как вы думаете, хватит ли этих мисочек нашим цыплятам? Нужно, чтобы каждому цыпленку одна мисочка.
(дети поочереди подходят к доске и прикрепляют по мисочке перед каждым цыпленком.)
- Хватило ли мисочек? (нет)
- какой мы с вами сделаем вывод? Цыплят или мисочек больше? (цыплят больше.)
- а мисочек? (меньше).
Давайте посмотрим на сколько меньше мисочек, чем цыплят? (на одну.)
- Почему мы так решили? (Одному цыпленку не хватило мисочки.)
- давайте еще раз сосчитаем сколько мисочек? (дети считаю вместе с педагогом. Всего 4 мисочки.)
- а цыплят сколько? (5)
Правильно, 5 больше чем 4, на один, поэтому одному цыпленку не хватило мисочки. Как сделать так, чтобы накормить всех цыплят? (добавим еще 1 мисочку.)
- давайте посмотрим всех цыплят накормили? (всех.)
- Что можно сказать о количестве цыплят и мисочек? (что их поровну по 5, можно сказать – одинаково.)
3. Обратите внимание на мисочки. Сколько зернышек в мисочках? (5). а в черной мисочке сколько зернышек? (ни одного, пусто, ничего нет.)
Когда ребята ничего не, пусто, количество предметов обозначают цифрой – 0.
(Педагог демонстрирует детям цифру 0, прикрепляет её под черной миской и читает стихотворение.)
Цифра нуль – пустое место
Или просто – ничего.
Нуль раздулся в знак протеста,
Чтоб заметили его.
4.(педагог предлагает детям заглянуть в свои тетрадки, и обвести цифру – 0 по точкам, а затем попробовать выложить из ниток.)
5. Физминутка: «Вышла курочка гулять»:
Вышла курочка гулять (шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз).
Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки).
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки (прыжки на месте, руки сложены в виде крылышек).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком).
Лапками гребите, зёрнышки ищите! (в приседе имитируем разребание лапами земли).
Съели толстого жука (руками показать толстого круглого жука).
Дождевого червяка (руки разводим в стороны, показываем длинного жука).
Выпили водицы целое корытце. (наклоны головы вперёд-назад).
Ходят цыпки целый день, наклоняться им не лень. (наклоны вперёд, руками касаемся пола).
Червяков не видно (закрыть глаза ладошками) — цыплятам обидно (развести руки в стороны).
6. Ребята, один цыпленок очень любит наряжаться. У него есть разные ленточки, которые он завязывает на шею. Вот они. Посмотрите внимательно. Ленты одинаковые или разные? (Педагог демонстрирует детям ленточки разной ширины, вместе с детьми сравнивает их по ширине путем наложения и приложения, делает вывод. Что ленточки разные: широкая, уже, узкая.)
- Давайте выберем для цыпленка самую широкую ленту и завяжем ему на шее бант. А остальные ленты положим перед цыпленком вот так. (педагог показывает детям как расположить ленты)
7. Закрасте самую широкую ленту карандашом – красного цвета, ленту уже – карандашом синего цвета. Узкую – желтого цвета.
8. Итог занятия.