Татьяна Панина
Конспект занятия по ФЭМП «Наш город Санкт-Петербург»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП «Наш город Санкт-Петербург»
старшая группа
Задачи:
Образовательные
• Объединение частей в целое множество.
• Установление зависимости между множеством и его частью.
• Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания.
• Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Наш город Санкт-Петербург“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
• Совершенствование конструктивных навыков, умений раскладывать предметы по высоте в убывающем порядке, измерять высоту различными мерками и сравнивать величины на основе измерения.
• Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: выше, ниже, самый низкий, самый высокий.
• Совершенствование навыков ориентировки по плану.
• Закрепление временных представлений.
Коррекционно-развивающие
• Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного вое- приятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные
• Воспитание самостоятельности, произвольности, активности, навыков сотрудничества.
Оборудование: Коврограф, магнитная доска, силуэтные изображения зданий и скульптур, учебно-игровой комплекс «Город», условная мерка для определения высоты изображений зданий, макет центра Санкт-Петербурга, фигурка человечка, рабочие тетради по числу детей и цветные карандаши.
Предварительная работа: Упражнения с учебно-игровым комплексом «Город» в совместной деятельности. Разучивание подвижного упражнения «Летний сад».
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнение «Расставьте по высоте»
Сообщение темы занятия.
Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование умений предметы раскладывать по высоте в убывающем порядке, измерять высоту различными мерками и сравнивать величины на основе измерения.
Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: выше, ниже, самый низкий, самый высокий.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и предлагает пройти к магнитной доске)
П е д а г о г. Сегодня на занятии мы продолжим разговор о нашем прекрасном городе. И первое задание вот какое. Возьмите из контейнера силуэтные изображения известных зданий Санкт-Петербурга и расставьте их от самого высокого до самого низкого.
(Дети выполняют задание. Если есть необходимость, педагог сразу же предлагает детям назвать силуэты)
П е д а г о г. Молодцы! Вы правильно расставили здания от самого высокого до самого низкого, а теперь возьмите мерку и сравните по высоте Смольный собор и Александринский театр.
(Дети с помощью мерки определяют высоту указанных зданий)
Д е т и. Высота Смольного собора — пять мерок, а Александринского театра — три мерки. Смольный собор выше Александринского театра. Александринский театр ниже Смольного собора.
П е д а г о г. Сравните на глаз высоту Адмиралтейства и Исаакиевского собора.
Д е т и. Исаакиевский собор ниже Адмиралтейства. Адмиралтейство выше Исаакиевского собора.
П е д а г о г. Все верно. Вы справились с очень сложным заданием. Похлопайте себе.
(Педагог может предложить детям сравнить и другие пары зданий)
2. Упражнение «Музей под открытым небом»
Объединение частей в целое множество.
Установление зависимости между множеством и его частью.
Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания.
(Педагог приглашает детей к коврографу. Дети садятся на стульчики, стоящие перед ним полукругом. Педагог помещает на коврограф в три ряда силуэты скульптур)
П е д а г о г. Вы знаете, что наш город называют музеем под открытым небом. Его улицы, мосты, дворцы украшают прекрасные скульптуры. Что за изображения скульптур перед вами?
Д е т и. Это четыре сфинкса, два грифона и четыре коня с Аничкова моста.
П е д а г о г. Что вы можете сказать о количестве скульптур в каждом ряду?
Д е т и. Коней и грифонов поровну, одинаковое количество, по четыре. А сфинксов всего два. Коней больше, чем сфинксов, на два. Грифонов больше, чем сфинксов, тоже на два. Сфинксов меньше, чем коней, на два. Сфинксов меньше, чем грифонов, тоже на два.
П е д а г о г. Сколько всего скульптур перед нами?
Д е т и. Перед нами всего десять скульптур.
П е д а г о г. Как мы получили число «десять»?
Д е т и. Два сфинкса, четыре грифона и четыре коня — это десять.
П е д а г о г. Как можно уравнять количество скульптур во всех рядах?
Д е т и. Можно убрать двух коней и двух грифонов, тогда всех скульптур будет поровну, по две.
П е д а г о г. Правильно.
(Педагог убирает указанные изображения)
П е д а г о г. Сколько всего скульптур осталось?
Д е т и. Осталось всего шесть скульптур.
П е д а г о г. Правильно. Было десять скульптур. Я убрала две скульптуры и еще две скульптуры. Осталось шесть скульптур.
(Педагог убирает все изображения с коврографа)
3. Игра «Маленькие зодчие»
Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.
Совершенствование конструктивных навыков.
(По предложению педагога дети вновь переходят к магнитной доске, возле которой в контейнерах лежат геометрические фигуры, необходимые для сборки изображений Исаакиевского собора и Адмиралтейства. В верхней части доски — фотографии с видами этих зданий)
(Педагог предлагает детям разбиться на две команды)
П е д а г о г. Сейчас вы станете настоящими зодчими. Одна команда зодчих будет создавать из деталей проект Адмиралтейства, а другая - Исаакиевского собора. Приступайте к работе.
(Дети выполняют задание)
П е д а г о г. Расскажите, из каких фигур вы собрали изображение Исаакиевского собора.
(Дети перечисляют, из каких фигур они собрали изображение Исаакиевского собора)
П е д а г о г. Отлично! Вторая команда расскажет о том, какие фигуры использовались для сборки Адмиралтейства.
(Дети перечисляют, из каких фигур они собрали изображение Адмиралтейства)
П е д а г о г. И вы тоже отлично выполнили свою работу. Можете поаплодировать себе.
4. Подвижная игра «Летний сад»
Развитие координации речи с движением.
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им сделать упражнение «Летний сад»)
П е д а г о г. У нас за окном весна, но давайте вспомним игру про осенний Петербург.
В Летнем саду листопад, Дети кружатся на месте.
Листья в саду шелестят. Приседают, водят руками по полу.
В канавке Лебяжьей Снова кружатся.
Купаются листья.
Газоны от листьев Взмахивают воображаемой метлой.
Дворники чистят.
Грустные статуи
В тихих аллеях. Встают на носочки и замирают.
В тихих аллеях
Осенью веет. Снова кружатся.
5. Игра «Необычное путешествие»
Совершенствование навыков ориентировки по плану.
(Педагог приглашает детей к макету центра Санкт-Петербурга)
П е д а г о г. Вы хорошо знаете центр нашего города. Мы с вами были там на экскурсии, вы не раз гуляли по набережным Невы с мамами и папами.
А сейчас нам предстоит необычное путешествие. Мы будем путешествовать по плану-макету. Представьте, что вы стоите вот здесь, у входа в Эрмитаж, спиной к нему.
(Педагог ставит фигурку ребенка на указанное место на макете)
П е д а г о г. Что вы видите перед собой?
Д е т и. Мы видим Неву и Петропавловскую крепость на другом берегу Невы.
П е д а г о г. Правильно. Какой мост через Неву слева от вас?
Д е т и. Слева от нас Дворцовый мост.
П е д а г о г. А справа?
Д е т и. А справа от нас Троицкий мост.
П е д а г о г. Какая площадь находится у вас за спиной, за зданием Эрмитажа?
Д е т и. За зданием Эрмитажа находится Дворцовая площадь.
П е д а г о г. Отлично! Вы порадовали меня. Я горжусь вами. Вы настоящие петербуржцы.
6. Игра «Когда это бывает?»
Совершенствование навыков ориентировки во времени.
(Педагог читает отрывок из стихотворения М. Дудина)
П е д а г о г.
Последний лист отряхивают клены
На каменный холодный парапет.
По вечерам Ростральные колонны
Голубоватый отражают свет.
Наш город прекрасен в разные сезоны. Он хорош и летом в период белых ночей, и зимой в морозном убранстве. А о каком времени года говорится
в этом стихотворении?
Д е т и. Это стихотворение об осени.
П е д а г о г. Почему вы так думаете?
Д е т и. Поэт говорит о кленах, которые роняют последние листья.
П е д а г о г. Верно, вы очень внимательны. После какого времени года наступает осень?
Д е т и. Осень наступает после лета.
П е д а г о г. Между какими сезонами бывает зима?
Д е т и. Зима бывает между осенью и весной.
П е д а г о г. Перед каким временем года наступает лето?
Д е т и. Лето наступает перед осенью.
П е д а г о г. Все правильно, молодцы! Вы ответили на непростые вопросы.
7. Организация окончания занятия
Оценка работы детей.
(Педагог предлагает детям рассказать о том, чему они научились на занятии, как учились ориентироваться по плану, как сравнивали здания по высоте. Затем он оценивает работу каждого ребенка)