анна маслова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры.
1. Обучающие задачи:
продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10;
упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
продолжать учить составлять простые арифметические задачи;
закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=»;
совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.
2. Развивающие задачи:
развивать внимание;
развивать логическое мышление, сообразительность, воображение;
развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
3. Воспитательные задачи:
воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий;
воспитывать усидчивость, умение слушать. воспитывать трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма.
Методические приемы:
игровой (использование сюрпризных моментов);
наглядный (использование иллюстрации);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
поощрение, анализ занятия.
4. Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал. Кукла, мяч, плоскостные геометрические фигуры, карточки с цифрами, арифметическими знаками «>», «<», «=», панно «Ваза», 3 ромашки, 5 васильков, бабочки с вопросами, человечки из геометрических фигур.
Раздаточный материал. Листок бумаги в клетку, карандаши, карточки с геометрическими фигурами.
5. Предварительная работа. Подготовить раздаточный материал, демонстрационный материал.
Ход занятия
1 часть
Воспитатель: Сегодня нам пришло сообщение от куклы Маши. Она живет в стране математики.
Слушают аудиозапись: «Дорогие дети, я приглашаю вас к себе в гости. Но чтобы найти мой дом, вам предстоит пройти целое в путешествие по стране математики. В пути вас ждут интересные задания и игры. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи!»
Для того, чтобы оказатьс в стране математики, нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова : 1,2,3,4,5 начинаем мы играть.
Воспитатель: Вот мы и в стране занимательной математики. Посмотрите, что приготовила для нас Маша - мяч. (Дети стоят полукругом. Игровое упражнение «Назови число».)
Воспитатель: Вставайте в полукруг. Я бросаю мяч и даю задание, а вы отвечаете и передаете мяч назад.
- Назови предыдущее число числа 5.
- Назови последующее число числа 6.
- Назови число, равное числу 8.
- Какое число пропущено между числами 7 и 9?
- Назови число, большее на 1 числа 4.
- Назови число, меньшее на 1 числа 10.
- Какое число пропущено между числами 3 и 5?
- А теперь передаём мяч друг другу по очереди и называем цифры по порядку от 1 до10;
- Сейчас наоборот от 10 до 1;
2. Основная часть
Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием.
Воспитатель: Послушайте следующие задание:Какие знаки сравнения чисел вы знаете? (больше, меньше, равно).
Перед вами карточки с цифрами, вам нужно сравнить их и подобрать правильные знаки. прочитать запись и обосновать свой выбор.
3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8, 6 и 6, 1 и 2
Дети: Три меньше четырех на один.
- Пять больше четырех на один.
- Семь равно семи.
- Пять равно пяти.
- Семь меньше восьми на один.
- Девять больше восьми на один.
- Шесть равно шести.
- Один меньше двух на один.
Воспитатель: Со знаками сравнения вы справились молодцы. Идем дальше.
Воспитатель: Ой, посмотрите, какие забавные человечки живут в стране занимательной математики. Что в них необычного?
Дети: Человечки состоят из геометрических фигур.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?
Ответы детей.
Воспитатель: Человечки - озорники, разбросали геометрические фигуры.
Давайте поможем навести порядок и соберем эти фигуры.
Воспитатель: Молодцы! Давайте по очереди называйте свою фигуру. Сосчитайте, сколько углов и сторон у каждой из них.
Дети: - У квадрата 4 угла и 4 стороны.
- У прямоугольника 4 угла и 4 стороны.
- У треугольника 3 угла и 3 стороны.
- У трапеции 4 угла и 4 стороны.
- У круга нет углов.
Физкультминутка:
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела.
Воспитатель: А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи.
- Давайте вспомним, из чего состоит задача.
Дети: Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).
ВОПРОС (то, что нужно найти).
РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос).
ОТВЕТ (результат от ответа на поставленный вопрос).
Воспитатель: Как называется действие со знаком «+»?
Дети: Действие со знаком «+» называется «сложение».
Воспитатель: Как называется действие со знаком «-»?
Дети: Действие со знаком «-» называется «вычитание».
Воспитатель: Молодцы!
- В вазе стоят 3 ромашки и 5 васильков. Предлагаю вам составить задачу на сложение: «В вазе стояли три ромашки и пять васильков. Сколько всего цветов стояло в вазе?»
(Дети рисуют на доске модель решения задачи.)
Воспитатель: Как мы составили букет цветов?
Дети: Мы взяли три ромашки и пять васильков, соединили их вместе, и у нас получился букет цветов.
Воспитатель: С помощью какого действия будем решать задачу?
Дети: Задачу будем решать с помощью действия - сложение.
(Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.)
Воспитатель: Предлагаю решить задачу на вычитание. В вазе стояло восемь цветов, пять васильков переставили в другую вазу. Сколько ромашек осталось в вазе? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?
Дети: Задачу будем решать с помощью действия - вычитание.
(Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.)
Воспитатель: Посмотрите, ребятки! На наши цветы прилетели бабочки. Это Маша приготовила для вас новое задание.
(воспитатель читает вопросы на бабочках, дети отвечают).
- Сколько времён года?
Дети: 4 времени года.
Воспитатель: Сколько месяцев у каждого времени года?
Дети: У каждого времени года 3 месяца.
Воспитатель: Сколько месяцев в году?
Дети: В году 12 месяцев.
Воспитатель: Сколько недель в каждом месяце?
Дети: В каждом месяце 4 недели.
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: В неделе 7 дней.
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Сегодня четверг.
Воспитатель: Молодцы. Мы пришли к домику Маши. Но его кто-то охраняет. Хотите узнать, кто охраняет дом?
Дети: Хотим узнать!
Воспитатель: Чтобы узнать ответ, необходимо выполнить следующее задание. Приглашаю вас пройти к столам и сесть на свои места. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку.
- Ребята, у каждого на листочке в клеточку стоит красная точка. От этой точки мы будем работать дальше:
1 клетку вправо,
3 клетки вниз,
3 клетки вправо,
2 клетки вверх,
2 клетки вправо,
1 клетку вниз,
1 клетку влево,
3 клетки вниз,
6 клеток влево,
1 клетку вверх,
1 клетку вправо,
2 клетки вверх,
1 клетку влево,
1 клетка вверх,
1 клетку вправо,
1 клетку вверх/
Воспитатель: Кто ребята у вас получился? Кто же охраняет Машин дом?
Дети: Собачка.
Воспитатель: Правильно! Чтобы она нас впустила к Маше нам нужно сказать слова: 1,2,3 Маша нас впусти. (появляется кукла Маша)
3 часть. Подведение итогов
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в садик. Закрываем глаза и повторяем:1,2,3,4,5 мы закончили играть.
Молодцы, все задания выполнили правильно! И нашли Машин дом.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось?
- Какое задание было самым легким?
- Какое трудное?Ответы детей.
Воспитатель: Мне понравилось, что вы были, внимательными, сообразительными. Давайте поблагодарим Машу из страны математики за увлекательную прогулку.
Дети: Спасибо!