Наталья Подгорная
Конспект занятия по формированию пространственных представлений для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ФПП №4, средняя группа
Цель: формирование пространственных представлений на уровне тела по вертикальной оси. Знакомство с частями тела. Части руки и их расположение.
Задачи: закрепить знания по расположению и названию частей лица. Познакомить детей с частями тела – голова, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги. Показать и озвучить их расположение относительно друг друга по вертикальной оси. Познакомить с названием и взаиморасположением частей руки – пальцы, ладонь, кисть, запястье, локоть, плечо. Отрабатывать в речи предлоги «над», «под», «между», слова «выше», «ниже», «выше. чем», «ниже, чем», «ниже всего», «выше всего».
Публикация «Конспект занятия по формированию пространственных представлений для детей средней группы» размещена в разделах
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам Зайка придет не один. Помните, он рассказывал о девочке, которая подарила ему зеркальце?
Дети: Да!
Педагог: Эту девочку зовут Женя, и они с Зайчиком придут, чтобы научить нас еще чему-то интересному. Но, пока они не пришли, давайте повторим, как называются и где расположены части лица, ведь Зайчик обещал, что обязательно спросит нас об этом.
Дети: давайте!
Педагог задает вопросы по взаиморасположению частей лица, употребляя слова и предлоги «над», «под», «выше», «ниже», «выше всего», «ниже всего», «между», «середина», «посередине», Дети отвечают и одновременно показывают части лица – волосы, лоб, брови, глаза, нос, рот, подбородок – и их расположение в зависимости от вопросов.
Педагог: Ой, послушайте, кто-то стучится! (слышен стук в дверь). Сейчас-сейчас! Ребята, да это же Зайка и девочка Женя! Здравствуйте, Зайка, Женя!
Педагог заносит куклу Женю и Зайку.
Зайка и Женя: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Зайка: Ребята, это девочка, которая подарила мне зеркальце, моя подруга Женя. Женя расскажет, какие части тела есть у человека и покажет, где они находятся. Ведь я – зайчик, у меня не ручки и не ножки, а лапы – задние и передние – вот! Но сначала я, как и обещал, спрошу вас, как вы запомнили то, что мы узнали о лице.
Зайка задает вопросы про части лица и их взаиморасположение. Начинает с «середины» лица….
Женя: Какие молодцы! А сегодня мы поговорим про части тела человека. Ребята, кто-нибудь знает, как называется часть тела между головой и туловищем – вот эта (показывает шею?
Дети называют.
Женя: Правильно, это – шея! Дальше идет вот эта часть тела (ведущий показывает на себе и на кукле) – она называется грудь.
Дети показывают на себе и повторяют вслух: «Грудь».
Женя: Дальше идет живот…. (показывает, а дети повторяют и показывают на себе, а сзади – спина.
Педагог переворачивает куклу спиной к детям и показывает, где у нее спинка.
Педагог: Ребята, а у вас где спинки?
Дети показывают.
Женя: молодцы! А еще у нас есть – руки… (педагог поднимает руки у куклы или свои) и ноги (педагог наклоняется и указывает на ноги!
Дети одновременно поднимают руки, опускают, и потом смотрят на свои ножки.
Женя: а про руки поговорим поподробнее…
Зайчик: Ребята, а для чего человеку руки?
Дети: чтобы кушать, умываться, чистить зубы, одеваться, причесываться, гладить любимого человека по голове, приласкать кошку, помочь маме помыть посуду, подмести пол, рисовать, вырезать, клеить и т. п.
Женя: Замечательно!
Педагог с Женей: вот эта часть руки называется ладонь, покажите пальчиком, где у вас ладонь? (дети показывают).
А это что такое (педагог поднимает руку и шевелит пальцами? Правильно, пальцы! Пошевелите пальчиками, молодцы! Ребята, а ладонь и пальцы вместе люди называют – Кисть. Посмотрите, я расслабила ладонь и опустила пальчики – рука стала похожа на кисть рябины или калины, пальцы – как маленькие веточки…. Кисть – вот как называется, Повторите, покажите. Кисть. Теперь обнимем пальчиками вот эту часть руки, вот так (педагог обхватывает запястье у себя, у куклы). Все нашли? Вот эту. Эта часть руки называется – запястье. Запястье, повторите, покажите. Правильно, хорошо. Теперь вот эта часть (педагог показывает у себя локоть, кто знает, как называется?
Дети: Локоть!
Педагог с Женей: правильно, молодцы! Покажите еще раз, где у вас локоть? Хорошо! А на другой руке? Правильно! И последнее – плечо. Вот оно. Вот у Жени, у меня, а у вас где плечо? А на другой руке? Верно, очень хорошо.
Педагог: Ребята, теперь опустите свободно руки и посмотрите на меня. Вот кисть, вот запястье, вот локоть, вот плечо. Что на руке выше всего?
Дети отвечают.
Педагог: Правильно, плечо. А что ниже всего на руке? Посмотрите внимательно… Правильно, пальцы. А локоть находиться выше или ниже плеча? А запястье выше или ниже локтя? А между кистью и локтем что находится? А между плечом и запястьем? Молодцы, показываем-показываем.
2-3 раза педагог повторяет вопросы по взаиморасположению частей руки, дети находят и отвечают.
Педагог и Женя: устали? Интересно вам было, трудно? Женя предлагает вам отдохнуть и потанцевать под интересную песенку, она называется «Ну где же ручки?» Встаем на ножки, приготовились… Как только начнется припев, повторяйте все за мной и показывайте на себе: кисти! Запястье! Локоть! Плечо! А потом на другой руке: кисти! Запястье! Локоть! Плечо! Начали!
Звучит музыка (песня группы «Руки вверх», педагог показывает несложные танцевальные движения, с началом припева побуждает детей хором подпевать и касаться частей рук в соответствии с текстом.
Кукла Женя и Зайка стоят – «танцуют» у доски или на стульчике перед детьми.
До конца песни танцуют. По желанию детей повторяют танец.
Педагог: ребята, давайте поблагодарим Зайку и Женю за сегодняшнюю встречу! Спасибо, Зайка, Женя, приходите к нам еще! До свидания!
Зайка, Женя и педагог уходят, а дети с воспитателем танцуют "до упаду" :).