Татьяна Шерстюк
Конспект занятия по формированию педагогической культуры родителей «Мои родители любят меня»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мои родители любят меня»
(На основе программы коррекции детско-родительских отношений Натальи Григори «Связующая нить»).
Цель: выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций; сплочение группы.
Ритуал приветствия: «Связующая нить»
Тема: «Я люблю …»
Разминка «Карандашик»
Цель: сплочение группы, создание доверительного отношения друг к другу.
Материалы: карандаши по количеству участников.
Публикация «Конспект занятия по формированию педагогической культуры родителей „Мои родители любят меня“» размещена в разделах
Проведение: Участникам необходимо образовать круг. На вытянутых руках каждому из них необходимо удержать собственный карандаш и карандаш соседа.
Вопросы:
Какие действия должен выполнить каждый участник, чтобы карандаш в кругу не падал?
А на что вы ориентировались при выполнении этих действий?
Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонима-ние, научиться «чувствовать» другого человека?
Обсуждение домашнего задания (см. занятие 2)
Упражнение «Погружение в детство»
Цель: релаксация.
Материалы: не требуются.
Проведение: Ведущий просит участников группы закрыть глаза и погрузиться в собственное детство. Затем необходимо ответить на вопрос: «Чего я хотел в дошкольном возрасте».
Мини-лекция «Базальные потребности детей»
Цель: выявление потребности дошкольного возраста при взаимодействии с родителями.
Материалы: не требуются.
Проведение:
Основные потребности дошкольного возраста при взаимодействии с родителями :
• Ощущение любви – родители демонстрируют какие они, дети, особенные и любимые, что родители рады видеть их рядом всегда, готовы помочь в любую минуту. Родительская любовь демонстрируется не только вербально, но и не вербально (объятия, улыбка, прикосновения). Если дети знают, что их любят, независимо от ситуации, то вырастут уверенными и будут ощущать себя достойными.
• Знание о своей похожести на мир – детям необходимо знать, что они похожи на своих самых близких – папу, маму, стремятся перенять особенности поведения родителей. Ощущение «похожести» развивает чувство социальной принадлежности.
• Третья потребность – развивает высшие потребности личности: творчество, мудрость, эмпатию. Для этого ребенку необходимо знать, что хоть один из родителей является сильным и мудрым.
Упражнение «Зато он…»
Цель: осознание и закрепление понятий о родительской любви.
Материалы: листы бумаги (А-4, ручки по количеству участников, корзина для мусора.
Проведение: Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь Диму больше, чем меня!». Попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому. Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего сына (дочери, или нескольких детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой стороне листа – все его плюсы.
После того как участники тренинга выписали плюсы и минусы своих детей, они оглашают их следующим образом:
«Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т. д.
Далее участникам предлагается разорвать листки вдоль пополам, оста-вить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину.
Упражнение «Воспоминания»
Цель: осознание собственной ответственности за поддержку доверительных отношений с ребенком.
Материалы: не требуются.
Проведение:
Известный американский психолог, детский врач Бенджамин Спок, по книгам которого выросло целое поколение американцев 60-х годов, писал:
«В детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом. Со всем этим мне пришлось потом бороться всю жизнь». Став педиатром, Спок занялся изучением детской психологии. В ту пору самой популярной в Америке книгой на эту тему была книга «Психологический уход за ребенком» Джона Уотсона. Ознакомившись с доктриной Уотсона, Спок пришел в ужас.
«Ни в коем случае не целуйте ребенка. Никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель», – наставлял родителей самый знаменитый психолог Америки.
Его собственные сыновья, воспитанные таким образом, выросли психо-логически очень ранимыми людьми, а один и вовсе покончил с собой.
В 1946 году вышла в свет знаменитая книга Б. Спока об уходе за детьми. Главное, что сказал автор родителям : «Не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались ему, играли с ним. Когда вы показываете своему ребенку, что он самый чудесный малыш на свете, это питает его дух так же, как молоко – его тело».
Вопросы:
• Как вы относитесь к словам Спока о том, что ребенку необходимо показывать свою любовь?
• Каков ваш жизненный опыт в отношениях с вашими родителями?
Домашнее задание
В течение недели повторять ребенку, что вы его любите, обнимать и выполнять обещанное. Результаты зафиксировать в дневнике.
Рефлексия «Связующая нить»
Ритуал прощания «Колокол»