Филинова Татьяна Сергеевна
Взаимодействие ДОО с семьей по формированию психолого-педагогической компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема статьи: «Взаимодействие ДОО с семьей по формированию психолого-педагогической компетентности родителей»
О смысле жизни спросите меня –
Я вам отвечу, может быть не сразу…
Не буду я искать крылатой фразы
И говорить о буднях бытия.
У нас у каждого – свой смысл и цель своя,
Но самый главный смысл, конечно, - дети!
Они за нас потом другим ответят,
Какими мы взрастили их теперь.
И взрослым детям посмотрев в глаза,
Скажу себе: «Не зря живу на свете!»
И по щеке вдруг скатится слеза
И повторю: «Мой смысл, конечно, - дети!»
Публикация «Взаимодействие ДОО с семьей по формированию психолого-педагогической компетентности родителей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Л. В. Кладоко
Все мы работаем в ДОУ и конечно же на нам хочется так воспитать детей, чтобы мы могли ими гордиться. И кто как не родители смогут нам в этом помочь. Поэтому мы должны так построить нашу работу, что бы родители стали нашими единомышленниками, партнерами и помогали не на бытовом уровне, а владели психолого-педагогической компетентностью.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.
Проблема повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка в современных условиях становиться все более актуальной. Значимость проблемы определяется тем, что в последнее время наблюдается отстранение семьи от дошкольных учреждений, педагогов от семьи, семьи – от интересов и амплификации детского развития. Современные исследователи и практики отмечают, что родители не владеют необходимым уровнем компетентности в воспитании детей.
Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния других социальных институтов. Аксиома, не требующая доказательств, заключается в том, что именно родители являются первыми наставниками и педагогами ребенка. Значение семейного воспитания в развитии ребенка нашло свое отражение в трудах выдающихся советских и российских педагогов: К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, Р С. Буре и др.
Несмотря на большое значение родителей в процессе формирования личности ребенка они не всегда понимают главного принципа родительской компетентности. Результаты проведенной нами диагностики родителей моей группы показали, что многие проявляют некомпетентность в вопросах воспитания и развития детей. Одной из причин является, как правило, низкий уровень образования семьи, что отрицательно сказывается на развитии детей.
В своих трудах еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что «педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
Одним из важнейших условий, на мой взгляд, при рассмотрении данного вопроса является взаимодействие ДОУ и семьи. Это позволит эффективно решать воспитательно-образовательные задачи.
Сегодня «ступенькой» для восстановления этих отношений является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из важнейших задач, которую необходимо решать в рамках ФГОС ДО, является сотрудничество организации с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Также в новом стандарте отмечено, что он является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Опираясь на значение слова «компетентность», исследователи по разному трактуют понятие родительской компетентности. Одно из самых распространенных и полных определений родительской компетентности сегодня звучит следующим образом: родительская компетентность – готовность и способность родителей, на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка, целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности. (понятие родительская компетентность можно рассматривать как аналог термина «психолого-педагогическая компетентность родителя»)
Проведенный мной анализ опыта работы дошкольных организаций с семьей помог выделить наиболее популярные формы повышения компетентности родителей (традиционные и современные). Некоторые считают, что традиционные формы работы с семьей устарели и не эффективны в современном обществе. На мой взгляд не стоит полностью отказываться от традиционных форм работы, а вносить в них корректировки, добавлять интересные, современные моменты.
В практике работы нашего ДОУ широко применяются как традиционные, так и современные формы работы с семьей. Но в большинстве своем они направлены на информационную составляющую компетентности, на формирование знаний о ребенке и методах взаимодействия с ним.
Для успешного семейного воспитания мало того, что родители хотят и знают, как можно воспитывать, гораздо важнее то, насколько приемлем для ребенка стиль отношений с родителями, насколько адекватны способы общения и взаимоотношения в каждой конкретной ситуации. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примерами». А для этого надо, научиться родителю работать над собой. В рамках повышения психолого-педагогической компетентности родителей особое место необходимо уделять такому методу воспитания, как положительный пример. Могут быть использованы различные формы работы : родительские клубы, семейные гостиные, занятия с элементами тренинга, индивидуальные и групповые консультации, видеосалон.
В качестве наиболее эффективных форм работы формирования родительской компетентности, на мой взгляд, являются: метод проектной деятельности, метод мозгового штурма и коучинг. Главная тенденция этих методов работы – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.
Мы с родителями работали как над индивидуальными, так и групповыми проектами. Наиболее удачными на мой взгляд были индивидуальные проекты: «Что интересного в гипсе?», «Я хочу швеею быть – пусть меня научат», «Волшебство из песка», групповые проекты: «Кукла и ребенок», «Кто одежду для нас шьет?», «Зимние забавы». Сейчас в нашей группе реализуется большой проект «Скоро в школу». Он рассчитан на 1 год. Результаты будут видны в конце учебного года. Цель: интеграция интересов семьи, педагогов школы и дошкольного учреждения в развитии интеллектуального потенциала и воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из интересных форм работы, как с родителями, так и с детьми является метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Так же одним из эффективных современных форм работы способствующих формированию психолого-педагогической компетентности родителей является коучинг. Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Но, получив всю информацию по теме и даже имея советы и рекомендации, родители порой так и не приступают к выполнению рекомендаций, не понимая, как и когда, с чего начать и для чего им это нужно. Поэтому, чтобы сделать работу эффективной, а родительские собрания нужными и интересными, в структуру собраний предлагаю включить коучинг.
В основе данной техники положено интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ). Родители во время коучинга не получают советов и рекомендаций, а только отвечают на вопросы, которые им задают. Родители сами приходят к пониманию того, что и зачем им надо делать, определяют способы, с помощью которых они могут достичь желаемого и сами намечают этапы достижения цели.
Данные формы работы мне интересны и потому, что возможно их взаимопроникновение. Так, например, во время работы над проектом можно использовать на одном этапе метод мозгового штурма, а на другом коучинг.
Таким образом, в настоящее время практикой накоплено многообразие традиционных и нетрадиционных форм повышения родительской компетентности. Важно отмечать и поощрять любое стремление членов семьи ребенка к сотрудничеству. При наличии достаточно активной, систематической, с индивидуальным подходом работы с родителями воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.
Свою статью хочу закончить словами Т. Харис: «Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям».