Авалова Наталья
Конспект занятия по формированию навыков общения у детей и подростков с ОВЗ «Почему трудно признать свою вину»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Почему трудно признать свою вину»
Автор: Авалова Наталья Викторовна
Должность: педагог - психолог
Цель. Дать подросткам с ограниченными возможностями здоровья знания об искусстве человеческих взаимоотношений, расширить и углубить знания об общении, его видах и способах, учить самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей.
Задачи:
1. Помочь детям осознать чувства вины, страха и действий, которые могут быть с ними связаны.
Публикация «Конспект занятия по формированию навыков общения у детей и подростков с ОВЗ „Почему трудно признать свою вину“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Расширить представления детей о последствиях перекладывания своей вины на других.
3. Обучить способам снятия напряжения.
Оборудование: листы бумаги, краски, текст стихотворения.
Ход занятия
Вводная часть.
1. Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку; 2 хлопка — здороваемся плечиками; 3 хлопка — здороваемся спинками.
Основная часть.
2. Чтение стихотворения А. Кушнера «Кто разбил большую вазу?»
Послушайте стихотворение, а затем мы его обсудим.
-Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
-Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую проказу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может – «нет».
Я ещё поколебался с полминуты-
И признался….
- Как вы думаете, какая проблема возникла у мальчика?
- Почему не сразу мальчик признался в том, что разбил вазу?
- На кого он хотел переложить вину?
- Почему мальчик решил сначала переложить свою вину на кошку?
- Что помогло признаться мальчику?
3. Беседа «Почему мы перекладываем вину на другого».
Вспомните ситуации, в которых вы сами или ваши друзья перекладывали вину на другого и расскажите об этом.
- На кого ты переложил вину? Почему?
- Что ты чувствовал в этот момент?
- Кого наказали за проступок?
- Как вы думаете, ребята, что чувствовал тот, которого незаслуженно обвинили?
- Почему ему было обидно?
- Какие слова примирения помогут восстановить дружеские отношения с тем, кого по вашей вине незаслуженно обидели?
4. Игра «Цветной дождь».
Заключается эта игра в следующем. Человек, который мучается чувством вины, стыда, может преодолеть это с помощью данной игры. Этот человек встаёт в круг и закрывает глаза, а другие мысленно бросают в него цветы. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, пионы и другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как сильно пахнут эти цветы. Вслух надо называть, какой цветок ты бросаешь и показывать момент бросания жестами. Давайте попробуем поиграть в эту игру.
5. Релаксация «Путешествие на облаке»
Давайте научимся расслабляться, снимать напряжение.
-Сядьте удобнее и закройте глаза. Два - три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Мысленно прыгните на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пуховых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой белой, облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как небо окутывает вас, как ветер обдувает ваше лицо. Здесь, высоко в небе всё тихо и спокойно. Пусть ваше облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы, где сбываются ваши мечты. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место как можно более точно, здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…
Теперь вы снова на своём облаке и оно везёт вас назад, слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно вас покатало.
Теперь понаблюдайте, как оно медленно поднимается в небо и тает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте активными, внимательными и успешными на нашем занятии. Кому удалось представить и отдохнуть? Молодцы!
6. Арт - минутка «Настроение»
Нарисуйте с помощью красок своё настроение. По окончании рисования детям предлагается рассказать о своём настроении.
Заключительная часть.
Итак, мы говорили о чувстве вины, о том, как по-разному люди реагируют на свои поступки. Мы узнали, что чувство страха может заставить нас перекладывать вину на другого. И только сильный и мужественный человек может признать свою вину.
7. Ритуал прощания. Упражнение «Звук группы».
Все участники группы встают в круг, берутся за руки. Затем все одновременно поднимают руки вверх и говорят «спасибо».