Получи документы

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Чувашская национальная одежда» в подготовительной группе

Лидия Павлова
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Чувашская национальная одежда» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие интереса к деталям чувашской национальной одежды, эстетического вкуса. Воспитывать интерес к историческому прошлому.

Образовательные задачи:

Учить детей элементам чувашской национальной одежды.

Учить детей различать чувашский национальный костюм от других народов мира.

Развивающие задачи:

1. Развивать память, мышление, воображение

Воспитательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира „Чувашская национальная одежда“ в подготовительной группе» размещена в разделах

1. Воспитывать интерес к чувашской национальной одежде.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

Материалы и оборудование: картины в национальных одеждах (чувашских и татарских, куклы в национальных костюмах (чувашский, татарский, русский, одежда : женское платье, мужская рубашка, фартук; головные уборы: тухья, хушпу, масмак; обувь: лапти.

Дети входя в группу под песню А. Уляндиной «Илемле» и рассматривают одежду чувашского народа : платья, рубашки, головные уборы, обувь и садятся на стульчики. Воспитатель: Как называется страна в котором мы с вами живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Совершено верно, ребята! На территории РФ живёт более 150 народов. Назовите мне некоторых из них.

Дети: Русские, татары, чуваши, украинцы, белорусы и т. д.

Воспитатель: А чем по вашему отличаются люди разных национальностей?

Дети: язык, одежда, песни, стихи.

Воспитатель: Правильно, у каждого народа свой язык и своя самобытная культура. Большое значение в культуре народов занимает национальный костюм, который во все времена привлекал к себе особое внимание.

Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей, озер- не большой, но удивительный народ - чуваши. Вот какие слова написаны в стихотворение чувашского писателя :

Чувашский край мой, под защитой

России-матери твой взлет.

Мы с ней судьбой и сердцем слиты

Века и на века вперед.

(По В. Давыдову- Анатри, 1969 г.)

Чувашский край называют- "краем 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок".

Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла в чувашском национальном костюме - Илемпи, это очень старинное чувашское имя в переводе на русский обозначает- красавица.  

Давайте рассмотрим ее, какая одежда на кукле?

Дети: нарядная, праздничная, красивая.

Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с элементами чувашского национального костюма, узнаем обозначение символики на одежде. Основными элементам чувашского национального костюма были : платье-рубаха, фартук, головной убор и нагрудные украшения и поясные подвески.

Платье-рубаха (по чувашски "кепе") - главная часть национальных костюмов- это длинная, ниже колен, одежда туникообразной формы. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка. Для красочности и выразительности применялись различные украшения: монеты, тесьма, бисер. Саму рубаху шили из льняного холста. Расшита платье - рубаха разноцветными нитками, каждый присутствующий цвет имеет свое значение: белый- символ чистоты, справедливости, мудрости. Зеленый - цвет растительности. Желтый - цвет солнца, источник жизни. Красный - цвет счастья, жизни и земли. Давайте рассмотрим вышитые узоры внимательнее. Чаще всего это геометрические узоры в форме треугольников, ромбов, зигзагов, косых крестов и полос. Это не просто набор каких-либо узоров, в старину они многое обозначали: круг-солнышко, квадрат или ромб- земля, крест- оберег от злых сил, извилистая линия- вода. Умелицы украшая этими знаками свою одежду верили в то, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет и убережет от злых сил. (Рассматриваем узоры на красочных картинах).

Чтение потешки о воде

Стань чистым, стань добрым

большим стань и крепким.

Прочнее станут твои ноги

Пусть сильнее станут твои руки

Пусть твое лицо очистится

Стань умным, стань молодым!

Воспитатель: Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Дети: А кто такие умелицы?

Воспитатель: Умелицы от слова "уметь"- люди которые хорошо делают свою работу, в нашем случае девушки, которые вышивали одежду повседневную и свадебно- праздничную. Зимой устраивали посиделки в какой-либо избе, где, собирались девушки и парни. Девушки вышивали, пряли, а парни плели лапти. Там же водили хороводы, играли в народные игры, рассказывали легенды.

Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в чувашскую народную игру - "Воробьи и кошка".

Дети соглашаются и проводится игра. После игры дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: Отдохнули немного, давайте продолжим дальше.

Чувашский костюм обязательно включал в себя фартук (по-чувашски "саппун").

Праздничный наряд девушки надевали с вышитым или узорнотканным поясом (по чувашски "пищиххи"). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами.

Поясные подвески-нахвостники (по чувашски "йес хюре")

На голове девушки носили головной убор (по-чувашски "тухья").(Беру в руки и показываю «тухью», «шюьлкеме», «май щиххи»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите из чего сшит головной убор?

Дети: Из монет

Воспитатель: Правильно. Головной  убор имел шлемообразную форму. По краям свисающие монеты - прикреплены свободно и при движении они издавали мелодичный звон. Обозначал социальную и возрастную принадлежность их носителей.

Нагрудное украшение (по-чувашски "шюлькеме").

Шейная подвязка (по-чувашски "май щиххи").

Эти украшения так же, как и головной убор украшены монетами. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения их магическое предназначение (обереги как мы уже ранее говорили) защита от злых духов и других опасностей.

Основной обувью были плетенные лапти (по-чувашски щапата")

Ребята,  давайте для запоминания элементов одежды я вам буду загадывать загадки, а вы будете  показывать на кукле предмет отгадку.

1. Дуйся - не дуйся,

А через голову - суйся.

Попляши день - деньской

И пойдешь на покой.   (Платье-рубаха)

2. Надену - обручем сведет,

Сойму - змей упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно. (Пояс)

3. Перед работой его надевают

И  чаще чем платье его,

мама стирает. (Фартук)

4. Из липы свито,

дырявое корыто.

По дороге идет-

клеточки кладет. (Лапти)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель: Про что мы с вами сегодня говорили?

Дети: Про чувашский национальный костюм

Воспитатель: Из чего состоит чувашский костюм?

Милена: Пояс, лапти, тухья, платье-рубаха

Воспитатель: Молодцы, сегодня мне понравилось как на занятии работали девочки. Мальчики не расстраивайтесь, теперь вы тоже познакомились с чувашским костюмом и запомнили всё.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «К зайке в гости мы пойдем» (первая младшая группа) 1 младшая группа Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области ФЦКМ. Программное содержание: Формировать.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери»Конспект НОД по формированию целостной картины мира для подготовительной группы детского сада «День матери» Цели занятия:- выражение любви и уважения к матери; - поддержать бережное отношение детей к своей маме; Задачи:-формировать уважительное.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей группе «Путешествие в деревню» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей логопедической.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группеКонспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: Достопримечательности Салаватского района Республики Башкортостан. Цель: - познакомить с достопримечательностями Салаватского района,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Полетим, поедем, поплывем» Социально-коммуникативное развитие, познание: - формировать понятия наземный, воздушный и водный виды транспорта; - закрепить знания о правилах.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОРКонспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОР НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием ЭОР. Тема: «История колоколов»Цель: Формирование у детей знаний.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему,Что из чего сделано'' Цель: * Познакомить детей со свойствами некоторых материалов, показать как люди используют их для изготовления.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Опасные предметы дома» Цель занятия: Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, как обращаться со спичками, ножом и горячими предметами. Побуждать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Конспект занятия по формированию целостной картины миры в подготовительной группе «Дворцы и дома культуры в Березниках»Конспект занятия по формированию целостной картины миры в подготовительной группе «Дворцы и дома культуры в Березниках» Образовательная область: Познавательное развитие Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Дворцы и дома культуры в Березниках» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Чувашская национальная одежда» в подготовительной группе
Опубликовано: 29 января 2020 в 19:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Чувашская национальная одежда» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Павлова (УИ 314514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД