Лидия Павлова
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Чувашская национальная одежда» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса к деталям чувашской национальной одежды, эстетического вкуса. Воспитывать интерес к историческому прошлому.
Образовательные задачи:
Учить детей элементам чувашской национальной одежды.
Учить детей различать чувашский национальный костюм от других народов мира.
Развивающие задачи:
1. Развивать память, мышление, воображение
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира „Чувашская национальная одежда“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
1. Воспитывать интерес к чувашской национальной одежде.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: картины в национальных одеждах (чувашских и татарских, куклы в национальных костюмах (чувашский, татарский, русский, одежда : женское платье, мужская рубашка, фартук; головные уборы: тухья, хушпу, масмак; обувь: лапти.
Дети входя в группу под песню А. Уляндиной «Илемле» и рассматривают одежду чувашского народа : платья, рубашки, головные уборы, обувь и садятся на стульчики. Воспитатель: Как называется страна в котором мы с вами живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Совершено верно, ребята! На территории РФ живёт более 150 народов. Назовите мне некоторых из них.
Дети: Русские, татары, чуваши, украинцы, белорусы и т. д.
Воспитатель: А чем по вашему отличаются люди разных национальностей?
Дети: язык, одежда, песни, стихи.
Воспитатель: Правильно, у каждого народа свой язык и своя самобытная культура. Большое значение в культуре народов занимает национальный костюм, который во все времена привлекал к себе особое внимание.
Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей, озер- не большой, но удивительный народ - чуваши. Вот какие слова написаны в стихотворение чувашского писателя :
Чувашский край мой, под защитой
России-матери твой взлет.
Мы с ней судьбой и сердцем слиты
Века и на века вперед.
(По В. Давыдову- Анатри, 1969 г.)
Чувашский край называют- "краем 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок".
Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла в чувашском национальном костюме - Илемпи, это очень старинное чувашское имя в переводе на русский обозначает- красавица.
Давайте рассмотрим ее, какая одежда на кукле?
Дети: нарядная, праздничная, красивая.
Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с элементами чувашского национального костюма, узнаем обозначение символики на одежде. Основными элементам чувашского национального костюма были : платье-рубаха, фартук, головной убор и нагрудные украшения и поясные подвески.
Платье-рубаха (по чувашски "кепе") - главная часть национальных костюмов- это длинная, ниже колен, одежда туникообразной формы. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка. Для красочности и выразительности применялись различные украшения: монеты, тесьма, бисер. Саму рубаху шили из льняного холста. Расшита платье - рубаха разноцветными нитками, каждый присутствующий цвет имеет свое значение: белый- символ чистоты, справедливости, мудрости. Зеленый - цвет растительности. Желтый - цвет солнца, источник жизни. Красный - цвет счастья, жизни и земли. Давайте рассмотрим вышитые узоры внимательнее. Чаще всего это геометрические узоры в форме треугольников, ромбов, зигзагов, косых крестов и полос. Это не просто набор каких-либо узоров, в старину они многое обозначали: круг-солнышко, квадрат или ромб- земля, крест- оберег от злых сил, извилистая линия- вода. Умелицы украшая этими знаками свою одежду верили в то, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет и убережет от злых сил. (Рассматриваем узоры на красочных картинах).
Чтение потешки о воде:
Стань чистым, стань добрым
большим стань и крепким.
Прочнее станут твои ноги
Пусть сильнее станут твои руки
Пусть твое лицо очистится
Стань умным, стань молодым!
Воспитатель: Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
Дети: А кто такие умелицы?
Воспитатель: Умелицы от слова "уметь"- люди которые хорошо делают свою работу, в нашем случае девушки, которые вышивали одежду повседневную и свадебно- праздничную. Зимой устраивали посиделки в какой-либо избе, где, собирались девушки и парни. Девушки вышивали, пряли, а парни плели лапти. Там же водили хороводы, играли в народные игры, рассказывали легенды.
Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в чувашскую народную игру - "Воробьи и кошка".
Дети соглашаются и проводится игра. После игры дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Отдохнули немного, давайте продолжим дальше.
Чувашский костюм обязательно включал в себя фартук (по-чувашски "саппун").
Праздничный наряд девушки надевали с вышитым или узорнотканным поясом (по чувашски "пищиххи"). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами.
Поясные подвески-нахвостники (по чувашски "йес хюре")
На голове девушки носили головной убор (по-чувашски "тухья").(Беру в руки и показываю «тухью», «шюьлкеме», «май щиххи»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите из чего сшит головной убор?
Дети: Из монет
Воспитатель: Правильно. Головной убор имел шлемообразную форму. По краям свисающие монеты - прикреплены свободно и при движении они издавали мелодичный звон. Обозначал социальную и возрастную принадлежность их носителей.
Нагрудное украшение (по-чувашски "шюлькеме").
Шейная подвязка (по-чувашски "май щиххи").
Эти украшения так же, как и головной убор украшены монетами. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения их магическое предназначение (обереги как мы уже ранее говорили) защита от злых духов и других опасностей.
Основной обувью были плетенные лапти (по-чувашски щапата")
Ребята, давайте для запоминания элементов одежды я вам буду загадывать загадки, а вы будете показывать на кукле предмет отгадку.
1. Дуйся - не дуйся,
А через голову - суйся.
Попляши день - деньской
И пойдешь на покой. (Платье-рубаха)
2. Надену - обручем сведет,
Сойму - змей упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно. (Пояс)
3. Перед работой его надевают
И чаще чем платье его,
мама стирает. (Фартук)
4. Из липы свито,
дырявое корыто.
По дороге идет-
клеточки кладет. (Лапти)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Воспитатель: Про что мы с вами сегодня говорили?
Дети: Про чувашский национальный костюм
Воспитатель: Из чего состоит чувашский костюм?
Милена: Пояс, лапти, тухья, платье-рубаха
Воспитатель: Молодцы, сегодня мне понравилось как на занятии работали девочки. Мальчики не расстраивайтесь, теперь вы тоже познакомились с чувашским костюмом и запомнили всё.