Айман Шиганакова
Конспект занятия по физическому развитию в подготовительной к школе группе «Космос и планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Космос и планеты Солнечной системы»
Цель: Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям фи-зической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать
- привычку к здоровому образу жизни;
- дружеское расположение и чувство товарищества в игре, умение действовать в команде;
- самостоятельность, активность, инициативность, смелость, ответственность.
- патриотические чувства, любовь к своей Родине.
Публикация «Конспект занятия по физическому развитию в подготовительной к школе группе „Космос и планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Развивающие : развивать
- интерес к физической культуре и спорту;
- физические качества : силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, координацию и равновесие на полосе препятствий, ориентировку в пространстве;
- умение расслабляться и контролировать фазы дыхания, снимать напряжение;
- речь, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.
- инициативу, организаторские способности.
- выразительность движений.
Образовательные: формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения, умение координировать движения с ритмом музыки, сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений в парах с использованием гимнастических палок; закреплять и расширять знания о планетах Солнечной системы, космосе и космонавтах; формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
Работа над словарем: космос, Солнечная система, планеты, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, невесомость, Гагарин Ю. А.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:
3. Приемы организации практической деятельности детей:
4. Приемы поддержания интереса у детей:
5. Приемы оценки и самооценки:
Создание среды для организации и проведения НОД: воздушные шары; иллюстрации планет, звезд, космонавтов; видеоизображения Ю. А. Гагарина, невесомости, виды Земли из космоса; гимнастические палки (одна палка на двоих детей); 10 - 12 средних обруча; два больших обруча; мячи, клюшки, мягкие игрушки, ракетки, кочки разной высоты (4-6 шт., дуги (2 шт.); канат; массажная дорожка для стоп; аудиозаписи группы «Спейс».
Виды детской деятельности в НОД:
Двигательная.
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Музыкально-художественная.
Планируемые результаты :
Личностные Активно участвует в играх-соревнованиях, проявляет взаимовыручку, поддерживает своих товарищей, действует в команде.
Интеллектуальные: Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Физические : Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и рит-мично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
Следит за правильной осанкой.
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки).
Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
1. Активность
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность
6. Проявление волевых усилий
7. Самооценка и др….
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Социализа-ция Игры - соревнова-ния Создать на физкультурном занятии педаго-гические ситуации и ситуации морального выбора, развивать нравственные качества, поощрять проявления смелости, находчиво-сти, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Коммуника-ция Беседа, составле-ние рассказов из личного опыта. (П)
Коммуникативная игра. (С) Проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой актив-ности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой.
Музыка Игры и уп-ражнения под музыку, проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного ха-рактера
Труд Участие детей в расстановке и уборке физкультур-ного инвентаря и оборудования («Труд»);
Участие детей в расстановке и уборке физ-культурного инвентаря и оборудования.
Познание Беседа на тему за-нятия. Активизация мышления детей, специальные упражнения на ориентировку в простран-стве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем, по-строение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о космосе и космонавтах.
Чтение худо-жественной литературы Игра под текст считалки. Формировать умения делать выводы, умозаключения.
Безопасность Подвижные и спортивные игры, пользование спор-тивным инвента-рем. Формировать навыки безопасного поведе-ния в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
План НОД
1. Вводная часть: 5 мин
Включается музыка.
Дети садятся по периметру круга (он собран из гимнастических палок, в центре разложены картинки с изображением планет Солнечной системы).
Воспитатель: Ребята, мне сегодня приснился необыкновенный сон, как будто я летала во Вселенной, среди многочисленных звезд. Путешествовала по разным планетам, повстречала необычных существ и узнала много нового и интересного о космосе. А вы, не хотели бы совершить космическое путешествие? (Детей приглашает в музыкальный зал, который оформлен по космической тематике)
- 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. 52 года назад Ю. Гагарин совершил первый космический полет.
Дети рассматривают картинки, вспоминают названия планет и описывают их внешний вид, рассказывают, что они знают о космосе, космических кораблях, космонавтах. Если дети затрудняются с ответами, то педагог задает наводящие вопросы или рассказывает сам.
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что мы живём на планете Земля. Она – наш дом. Земля – огромный шар, плывущий в бескрайнем просторе космоса и вращающийся вокруг Солнца. Учёные называют такие шары планетами. Давайте рассмотрим эти планеты, их 9. Кто знает, какие это планеты? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
– Хотите стать космонавтами?
– Внимание, внимание! Приглашаем всех девочек и мальчиков совершить путешествие в открытый космос.
Дети превращаются в космонавтов.
Космонавтом, чтобы стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым.
Очень ловким очень смелым.
Где готовят космонавтов? (В Звёздном городке)
Мы отправляемся в звёздный городок. Подготовка к полёту началась.
Проверим, умеете ли вы ориентироваться в пространстве.
Повороты налево, направо.
Проверим выносливость, координацию и умение точно выполнять команды.
• Ходьба по кругу (круг на полу – Солнце, дети – планеты; педагог предлагает изобразить движение планет вокруг Солнца) друг за другом на носках, пятках, внешней стороне стопы, скрестным ша-гом; наступая одной ногой на круг из гимнастических палок; одна нога в кругу, другая за кругом; чередуя с прыжками в круг и из круга; со сменой направления по сигналу).
• Бег по кругу обычный, высоко поднимая колени; захлестывая голени назад; со сменой направления по сигналу; чередуя с прыжками в круг и из круга, бег змейкой между предметами. Педагог должен следить за осанкой во время ходьбы и правильным положением корпуса и рук во время бега.
• Ходьба по кругу приставным шагом, наступая на гимнастические палки.
2. Основная часть: 22 мин
Педагог загадывает детям загадку.
Не боюсь я черных туч,
Я помощник Солнца. (Луч.)
Спрашивает, какой атрибут похож на солнечный луч (гимнастическая палка, затем вместе с детьми разбирает круг из гимнастических палок и предлагает выполнить упражнения с «солнечными лучами».
Воспитатель:
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых в космос не берут,-
Ведь полет - нелегкий труд! (Д. Чибисов)
Итак, начинаем спортивную тренировку:
Вот выходит на парад
Наш космический отряд.
Общеразвивающие упражнения в парах с гимнастическими палками
Дети стоят в парах спиной друг к другу на расстоянии шага, палка в руках у одного из детей.
1. И. п. – стоя, ноги на ширине ступни, руки опущены, палку держать хватом сверху за края. Поднять руки, ногу отставить назад, передать палку другому ребенку, вернуться в и. п. (8-10 раз).
2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуть вперед. Повернуться вправо, передать палку другому ребенку, вернуться и и. п., выполнить то же влево (8-10 раз).
Дети стоят в парах лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук и держат палку.
3. И. п. – стоя, ноги вместе, руки вытянуть вперед, палку держать хватом сверху за края. Присесть, не опуская палку, вернуться в и. п. (8-10 раз).
Дети сидят в парах лицом друг к другу, упираясь ступнями, и на рас-стоянии вытянутых рук держат палку.
4. И. п. – сидя, ноги в стороны, руки вытянуть вперед, палку держать обхватом сверху за края. Держась за палку, наклоняться вперед-назад, перетягивая друг друга (8-10 раз).
Дети сидят спиной друг к другу, обхватив палку согнутыми в локтях руками.
5. И. п. – сидя, ноги в стороны, палка за спиной на локтевых сгибах. Держать палку за спиной на локтевых сгибах, выполнять наклоны вперед-назад (8-10 раз).
Дети лежат головами друг к другу и держатся вытянутыми руками за палку.
6. И. п. – лежа на спине, руки вытянуть назад, ноги вместе. Держась за палку двумя руками, выполнять подъем прямых ног к голове, стараясь коснуться палки, вернуться в и. п. (8-10 раз).
Дети лежат на животе лицом друг к другу и держат палку в вытянутых руках.
7. И. п. – лежа на животе, руки вытянуть вперед, ноги слегка в стороны. Держась за палку двумя руками, поднимать одновременно руки и ноги, прогибая спину, вернуться в и. п. (8-10 раз).
8. И. п. – сидя лицом друг к другу, ноги врозь, упираться ступнями в ступни партнера, упор сзади, палка на полу посередине. Захватывая палку пальцами ног, тянуть к себе. (8-10 раз).
Дети стоят лицом друг к другу с разных сторон от палки.
9. И. п. – стоя боком к палке, ноги вместе, руки на поясе. Выполнять прыжки боком на двух ногах через палку (14-16 раз).
Воспитатель: Во время взлёта на ракете космонавты испытывают большие перегрузки. Давайте попробуем это изобразить своими движениями.
Упражнение на расслабление "Космонавты".
Все мышцы напрягаются, руки, ноги, туловище, шея становятся тяжёлыми и малоподвижными.
Ракета преодолела земное притяжение и наступает состояние невесомо-сти: поплыли все предметы и космонавты, движения становятся плавны-ми, расслаблены все мышцы, плавные движения руками под музыку, кружение.
Основные движения
Воспитатель: Каким должен быть человек, чтобы стать космонавтом? (Сильным, смелым, ловким и т. д.) Что он для этого должен делать? (Тренироваться.)
Педагог предлагает детям провести «космическую» тренировку (6-8 минут).
Круговая тренировка
1. Пройти по кочкам разной высоты.
2. Лежа на животе на гимнастической скамейке, подтягиваться, берясь за края двумя руками.
3. Пройти по лежащему на полу канату боком приставным шагом.
4. Перепрыгнуть двумя ногами из обруча в обруч (из кратера в кра-тер).
5. Подлезть под дугами (высота 45-55 см).
Игры – эстафеты
Воспитатель: Ребята, чтобы проверить ваши силы, ловкость, выносли-вость проведём соревнования. Разделимся на две команды. Команда «Спутник» и команда «Восход».
«Что возьмем с собой в полет?»
Содержание. Дети делятся на две команды, встают вокруг большого обруча – это космический корабль, дети – космонавты. По сигналу (музыка) участники складывают в космический корабль различные спортивные атрибуты, по окончании звучания музыки игра прекращается. Побеждает команда, собравшая большее количество предметов. Затем проводится «обратная» эстафета: чья команда быстрее разложит предметы на свои места.
Методические указания. Спортивные атрибуты заранее разложены по периметру зала, в доступном для детей месте. Перед началом игры обратить их внимание на то, что атрибуты в космическом корабле не должны повторяться.
«Парад планет»
Содержание. Дети делятся на две команды. На расстоянии 4-6 м от стартовой черты лежит большой обруч, а в нем мячи разного размера (по числу участников команды). По сигналу первый ребенок бежит и приносит самый большой мяч, передает эстафету следующему участнику; тот бежит, берет мяч меньшего размера и т. д., пока последний участник не принесет самый маленький мяч. Побеждает команда, быстрее и правильнее выполнившая задание.
Методические указания. Перед началом эстафеты педагог рассказывает о том, что раз в несколько десятилетий наблюдается так называемый парад планет, когда планеты Солнечной системы выстраиваются в ряд, и это явление можно увидеть в телескоп (прибор для наблюдения за звездами). Предлагает представить, что мячи – это планеты; их нужно выстроить в ряд, от самого большого мяча до самого маленького.
Подведение итогов:
Все ребята молодцы
Постарались от души.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру “Звездочет”. Поиграем?
Дети становятся в круг, внутри круга движется выбранный заранее “звездочет” с мячом в руках, декламируя считалку вместе с детьми и задевая их рукой.
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет :
Меркурий - раз,
Венера - два-с,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять - дальше всех Плутон….
Кто не видит - выйди вон! (А. Усачев)
На последнее слово “звездочет” останавливается возле пары детей и разбивает их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. “Звездочет” держит в руках мяч - “планету”. Кто первым добежит и возьмет “планету” первым, побеждает и становится “звездочетом”.
Тренировочный полет замечательно идет.
3. Заключительная часть: 3 мин
Релаксация «Космический полет»
Содержание. Дети ложатся на спину, руки и ноги слегка раскинуты в стороны, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка (тема «Космос»). Педагог предлагает детям представить себя космическими путешественниками, летящими к далеким звездам. По окончании релаксации дети (по желанию) рассказывают, что они чувствовали и видели во время воображаемого полета
Методические указания. Следить, чтобы дети не разговаривали и не касались друг друга во время релаксации.
Воспитатель: Сегодня мы побывали космонавтами, путешествовали по космическим просторам. Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Космонавты должны быть смелыми, отважными, умными, быстрыми, осторожными, внимательными, здоровыми) А чтобы быть здоровым и сильным нужно заниматься физкультурой и спортом. Что вам особенно понравилось на занятии? (ответы детей).
Поздравляю вас с удачным приземлением и приглашаю в группу, где вас ждут краски и карандаши, чтобы вы могли изобразить свои впечатления от полета на бумаге.
Длительность НОД 30 мин
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М. : Сфера, 2003 – 88 с.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М. : Просвещение, 2000 – 94 с.
3. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.
4. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003-304 с
5. Каштанова Т. В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М. :2002
6. Колабанов В. В. Валеология – СПб: Деан, 2001
7. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.
8. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
9. Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
10. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
11. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000 – 256 с.
12. Синкевич Е. А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.
14. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
15. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М. : 2003 – 114 с.