Юлия Артеменко
Конспект занятия по ФЦКМ «Живая и неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.
Задачи:
Образовательные: познакомить дошкольников с понятиями «живая природа», «неживая природа»; научить отличать живую природу от неживой, используя признаки живой природы.
Темочки:
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к миру живой и неживой природы; способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.
Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.
Материалы и оборудование: схемы живой и неживой природы; картинки живой и неживой природы; игрушка «Куколка».
Ход занятия
I. Вводная часть.
– Ребята, отгадайте загадку:
Подвластны ей дары земли
Но, чтобы люди берегли,
Она всегда напоминает,
Ведь так хрупка и одинока,
Бывает матушка –. (природа)
– Ребята, а вы знакомы со словом природа? А что оно означает?
(ответы детей).
II. Основная часть.
– Природа – это всё, что существует вокруг нас и не сделано руками человека. Давайте посмотрим вокруг – что является природой? (выслушиваются ответы детей).
– Всю природу можно разделить на живую и неживую. Я предлагаю нам отправиться в мир «живой» и «неживой» природы вместе с нашей Куколкой и научиться отличать живую природу от неживой.
– А по каким признакам можно определить, что природа живая?
Во–первых, это –рост. Всё живое растёт. Вот курица (демонстрация картинки). Она сразу стала такой большой? (Ответы детей)
– Действительно, сначала из яйца появился маленький цыпленок. Проходит время, и он становится большим, самостоятельным. Значит, какой важный признак живой природы? (рост)
– Следующий признак – питание. Все живые существа хотят кушать.
– Для того, чтобы расти, быть сильными и здоровыми, надо хорошо питаться. Без этого мы можем погибнуть. Значит, второй признак? (питание)
– А как же будут питаться, пить воду растения? У них же нет рта (ответы детей). Растения берут питание из земли своими корнями.
Физкультминутка «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо–влево, вперёд–назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
– Следующий признак живого вы скажете сами, взглянув на рисунок (демонстрация картинки с изображением носа) (ответы детей)
– Это дыхание. Все живые существа дышат. И даже растения дышат.
– Следующий признак живого – появление потомства у всех живых существ. У кошки появляется –, у собаки –, у курицы – … (ответы детей)
– А объекты неживой природа не растут, не дышат, не питаются, не дают потомство.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
– Наша Куколка перемешала в своём мешочке все картинки и никак не может понять, какие из них относятся к живой природе, а какие – к неживой. Поможем ей?
– А куда мы отнесём человека – к живой или неживой природе? (ответы детей). Человек – часть живой природы. (Человек растёт, дышит, кушает, даёт потомство – значит, он – часть живой природы). Человеку надо бережно относиться к природе.
«Экологическая игра «Правила поведения в лесу».
1. На полянке посидели
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой!
Правильно?
2. Можно по лесу гулять,
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка!
Правильно?
4. Можно – уходя из леса домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягодки собирали,
Веточки у дерева не ломали!
Правильно?
7. Муравьиный дом в глуши –
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди! Правильно?
6. Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут!
Правильно?
– Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (ответы детей). Конечно нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
III. Заключительная часть.
– Какие вы молодцы, ребята!
– Ребята, чем мы сегодня занимались?
– Что вы узнали сегодня нового?
– Что вам понравилось?