Анна Баранова
Конспект занятия по ФЦКМ «Животные Севера» в группе младшего дошкольного возраста 4–5 лет
▼ Скачать +Заказ
Цель: расширять представления детей о животных Севера.
Материалы и оборудование: игрушка – Умка, плакат «Животные Севера», бумажные снежинки, предметные картинки с изображением животных леса и Севера;
для опыта: баночка с водой, крем для рук, пипетка и шаблоны бумажных медведей.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Животные Севера“ в группе младшего дошкольного возраста 4–5 лет» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель обращает внимание детей на плюшевую игрушку – Умку.
Воспитатель: - Ребята, вы узнаёте, кто пришёл к нам в гости?
Дети: - Это Умка.
Воспитатель: - Медвежонок Умка грустит. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети: - Он хочет кушать / потерялся /у него нет друзей.
Воспитатель: - Ребята, Умка сказал мне, что он потерял свою маму – белую медведицу и не может её найти, потому что он не знает, где находится его дом. Что же делать?
Дети: - Мы поможем найти его маму. Найдём вместе его дом.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Давайте поможем Умке.
Основная часть
Воспитатель: - Скажите, ребята, где живёт Умка?
Дети: - На Северном полюсе.
Воспитатель: - Верно. А что вы знаете о Северном полюсе?
Дети: - Там холодно, много снега и льда.
Воспитатель: - На Северном полюсе всегда бывает очень холодно: лед никогда не тает, дуют ледяные ветра. В ночном небе бывает северное сияние. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Северный полюс находится очень далеко – пешком нам туда не дойти. На чём же нам туда отправиться? А поможет нам вот эта снежинка. (Воспитатель показывает бумажную снежинку). Она с загадкой-подсказкой. Если разгадаем загадку, то узнаем, на чём отправимся на Северный полюс :
Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт. (Самолёт)
Воспитатель: - Правильно, но для того, чтобы отправиться в путешествие на Северный полюс, нам необходимо одеться потеплее.
Физкультминутка (имитация одевания)
Надеваем мы зимой шапку, шубу, шарф с тобой.
Валенки мы обуваем, в них штанишки заправляем.
Рукавички мы наденем – не боимся мы метели.
Подвижная игра «Самолеты». Звучит фонограмма «Гул самолета».
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет.
Под аудиозапись «Волшебный полет» дети бегут змейкой друг за другом, расставив руки в стороны.
Звучит фонограмма «Звук ветра, метели»
Воспитатель: - Я ничего не вижу, дует сильный ветер, придется приземляться.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: - Ребята, а где это мы приземлились? Кругом один снег, очень большие сугробы, метель завывает? Ничего не видно.
Дети: - На Севере.
Воспитатель: - Каких животных можно встретить на Северном полюсе?
Дети: - Северный олень, овцебык, морж, тюлень, песец, белый медведь.
Воспитатель: - Дети, обратите внимание на доске животные наших лесов и животные Севера перемешались. Надо животных Севера поместить на голубой цвет, а животных наших лесов - на зеленый.
Дети находят картинки с изображением животных и наклеивают на магнитную доску.
После выполнения задания воспитатель говорит ребятам, что Умка среди этих животных, так и не нашёл свою маму.
Среди картинок животных дети находят еще снежинку - подсказку.
Крайний Север. Океан.
То метели, то буран
Но в любую непогоду
Он ныряет смело в воду.
Быстро плавает, резвится.
Холодов он не боится.
Кто же он? (Белый медведь)
Воспитатель: - А вы знаете, что защищает его от холода?
Дети: - Толстый слой жира под кожей.
Воспитатель: - Правильно. Толстый слой подкожного жира помогает медведям, моржам и тюленям справляться с сильными морозами. Белые медведи – отличные пловцы в очень холодной воде. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой. А вы знаете, почему медведь быстро становиться сухим?
Дети: - Не знаем.
Воспитатель: - Я вам сейчас покажу опыт и вы всё поймёте. Для эксперимента нам понадобятся баночка с водой, крем для рук, пипетка и шаблоны бумажных медведей. Набираем пипеткой воду и капнем на бумажного медвежонка. Посмотрите внимательно. Что произошло?
Дети: - Вода впиталась, бумага стала мокрой.
Воспитатель: - А если бы сейчас ударил мороз, что бы произошло?
Дети: - Медвежонок покрылся бы корочкой льда.
Воспитатель: - Верно. Теперь другого бумажного медвежонка смажу жирным кремом с помощью кисти. Капну из пипетки водой и встряхну бумажного медвежонка. Что заметили?
Дети: - Вода не впиталась и бумага осталась сухой.
Воспитатель: - Так почему же белый медведь быстро становиться сухим?
Дети:
Воспитатель: - Шерсть у белого медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замёрзнуть. Когда медведь встряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замёрзнуть.
На экране появляется слайд с изображением следов человека, птицы и белого медведя.
Воспитатель: - Ребята, когда мы с вами проводили эксперимент, кто-то прошёлся и оставил следы. Кто же это мог быть?
Дети делают предположения и приходят к выводу, что одни из следов принадлежат белому медведю.
На экране появляется слайд с изображением Умки и белой медведицы.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и помогли Умке найти маму! Он очень рад и благодарит вас. А нам нужно возвращаться в группу.
Подвижная игра «Самолеты». Звучит фонограмма «Гул самолета».
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет.
Под аудиозапись «Волшебный полет» дети бегут змейкой друг за другом, расставив руки в стороны.
Рефлексия
Воспитатель: - Вот мы и снова в группе.
- Понравилось или не понравилось вам наше путешествие?
- Чем понравилось?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?