Наталья Аникина
Конспект занятия по ФЦКМ «Кто с нами живёт? Домашние животные» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кто с нами живёт? Домашние животные
Конспект занятия по ФЦКМ
«Кто с нами живёт? (домашние животные)» в средней группе
Воспитатель высшей квалификационной категории Аникина Н. А.
Цель: создать условия для мыслительной деятельности детей, в результате которой дети смогут определить домашних животных, живущих как в городской, так и в сельской среде (и в городе, и в деревне)
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Кто с нами живёт? Домашние животные“ в средней группе» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
(более подробно на примере собаки и кошки).
Задачи.
Обучающие:
- формировать умение называть отличительные особенности домашних животных;
- закрепить у детей знания правил безопасности при общении с животными;
- учить образованию имен существительных, обозначающих детенышей.
- формировать умение согласовывать числительные с существительными в именительном падеже;
- расширять словарный запас.
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, зрительную память, мышление;
- опытным путем познакомить со свойствами шерсти собаки.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов, загадывание загадок о домашних животных.
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, наглядный метод, проблемные вопросы, дидактическая игра, словесная инструкция, практическая деятельность, проверка с доской.
Материалы и оборудование: магнитная доска, магниты, монитор, ноутбук.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображениями домашних животных; сюжетные картинки людей и животных в совместной деятельности (презентация); картинки «Органы чувств», лупа, ёмкость с водой, пинцет, шерсть собаки, изделие из шерсти собаки, бархатная бумага,
шерстяная нить.
Раздаточный материал: материал для игры «Найди маму», цветные карандаши.
Структура занятия.
1. Вводная часть – 3 минуты. Организационный момент.
Задание «Обведи животных, которые живут с человеком и в городе, и в деревне». Мотивация.
2. Основная часть – 15 минут.
Объяснение нового материала (презентация).
Опыт.
Физминутка.
Практическая часть – выполнение задания «Найди маму».
3. Заключительная часть – 2 минуты.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Мотивация.
(Дети сидят полукругом)
- На прошлых занятиях вы рассказывали о тех, с кем живёте: о своей семье - маме, папе, сестре и т. д. Но у многих из вас в семьях есть ещё кто-то.
- О ком идёт речь?
Задание «Обведи животных, которые живут с человеком и в городе, и в деревне.
- Ребята, на доске вы видите картинки. Назовите - животных, которые живут рядом с человеком и в городе, и в деревне.
Дети попадают в затруднение - они называют всех домашних - животных, но точно не знают, какие животные могут жить и в городе, и в деревне.
(Решение дети принимают сами во время беседы с воспитателем.)
- Для чего человеку в городе заводить кошку или собаку?
- Как вы думаете, кошка или собака могут жить в деревне?
Д: да.
- Для чего нужны эти животные жителям деревни?
Д: собака охраняет дом, кошка ловит мышей.
- А ещё собаки помогают пастухам. Тяжела служба у пастушьих собак! Овец перегоняют с одного пастбища на другое. (Слайд 1)
- Как вы думаете зачем? Чем питаются овцы?
Д: травой.
- Значит, если овцы съели всю траву на одном пастбище, а пастбище – это поле, лужайка - значит надо перегонять на новое место.
- А следом за отарой (так называют много овец, прячась в овражках, залегая в кустарнике неслышно, невидимо крадутся волки.
(Покажите, как они это делают.)
- Собаки не ждут, когда волки нападут на овец. Почуяв врага, они первыми бросаются в атаку. Нередко собаки гибнут.
- Как собаки чуют врага? Какие органы чувств помогают?
(показать изображение органов чувств)
Д: нос (обоняние, глаза (зрение, уши (слух).
- Собаки охраняют не только овец, но и коров. (Слайд 2)
- Как называют много коров, пасущихся вместе? (Стадо.)
- И лошадей (Слайд 3)
- А много лошадей? (Табун.)
- Собаки служат в полиции. (Слайд 4)
- Какую помощь оказывают они полицейским?
- Собаки помогают при пожарах. (Слайд 5)
- Спасают людей на воде (Слайд 6)
- Военным пограничникам, минёрам (Слайд 7)
Собаки живут с человеком повсюду. На далёком севере, там, где долгие
и суровые зимы, где выпадает так много снега, что ни пройти, ни проехать,
живут собаки лайки. (Слайд 7)
Мороз им нипочём: шуба у них тёплая, никакая стужа не проймёт. По 10-12 этих собак запрягают в сани и ездят на них по бескрайним снегам, следом за стадами оленей. Едят они мороженую рыбу, твёрдую, как камень, которую грызут очень крепкими зубами. Спят, свернувшись калачиком на снегу. И обязательно прячут нос в хвост.
- Почему они это делают? (хвостик пушистый и теплый, он согревает воздух, который попадает собаке в нос и ей становится теплее, как и вам, когда в сильный мороз мама закрывает вам носики шарфом)
- Ребята, как Вы думаете, что будет с шерстью собаки, если опустить ее в воду? (ответы детей)
Опыты.
- Я предлагаю вам это проверить - провести опыты с шерстью собаки. (Проходим к столу с емкостью с водой).
1. При опускании шерсти на воду, выяснили, что она не тонет, а находится на поверхности.
2. Шерсть не смачивается водой, а капли воды находятся сверху. Если стряхнуть воду, то станет сухой.
3. При смачивании водой и сжимании шерсть сваливается. Таким способом изготавливают валяные изделия. (Показать пояс из шерсти).
4. Если вытягивают и скручивают, получается нить. Из нити вяжут носки.
- А еще нитью можно рисовать. Если взять бархатную бумагу шероховатую на ощупь и нить, то можно сделать любой узор.
- Вы хотите попробовать рисовать нитью?
Д: Тогда во второй половине дня после тихого часа каждый из вас
превратится в художника, только вместо кисточки в руках у вас будет нить из шерсти, шерстяная нить.
(сели полукругом)
- Как видите, собаки и друзья нам, и помощники. Но не стоит гладить чужих собак. Почему?
Д: Это опасно.
- Им это может не понравится. Собака может подумать, что вы можете обидеть ее хозяина, и начать защищать его – рычать и даже укусить. Животное еще может оказаться больным и заразить вас. Если к вам подошла собака, не бойтесь, не убегайте. Стойте спокойно, и она отойдёт.
А теперь представьте себе, что вы все - собачки. Изобразите их.
Физкультминутка
Жадный пёс дрова принёс
И потёр свой чуткий нос.
Пёсик печку затопил,
За водой во двор сходил.
Замесил он тесто,
Пирожок скатал,
Сунул его в печку,
Рядом сел и ждал.
Потом взял пирожок,
Сел в уголок
И съел его сам
- Ам!
(Дети имитируют движения и мимику пса).
А знаете ли вы, что очень-очень давно около человека не были никаких животных: ни кошек, ни собак. В лесу жили дикие кошки, которые охотились за птицами и мышами. Рыскали волки.
И вот: однажды какой-то молодой волк подошёл близко к человеку. Они не испугались друг друга. Человек бросил волку кусок мяса. Тот взял и отошёл. На другой день волк пришёл снова. Человек и волк привыкли друг к другу, а потом стали друзьями. Так очень много лет назад у человека появилось домашнее животное. (Показать детям рисунок волка и немецкой овчарки.
(Слайд 8)
- Кошки - другие. Их нельзя заставить сделать то, чего им делать не хочется.
- Но некоторым клоунам это удаётся. Кто-нибудь из вас был в Театре кошек Куклачёва или видел его выступление по телевизору? (Слайд 8)
- Что делают там кошки? (Кошки-артисты танцуют, возят тележки и делают многое другое.) Этим кошачьим театром восхищается весь мир!
А какие сказки про кошек и собак вы знаете? («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».)
Пока собаки ходят на работу, кошки тоже не теряют время — и иногда даже спасают людей. Например, они первыми чувствуют землетрясение и стараются предупредить хозяев о начавшемся возгорании.
- Как вы думаете, чем похожи кошка и собака? Чем различаются?
Они живые существа? Почему вы так думаете?
- Как называются детёныши у кошки, собаки?
Давайте поиграем в игру «Котята и щенята».
Игра «Котята и щенята».
У моей Мурки один котёнок, а у твоей кошки много. (котят). У моей Альмы один щенок, а у твоей собаки много. (щенят). У твоей собаки два. (щенка, пять. (щенят). У твоей кошке три. (котёнка, шесть. (котят).
- Все ли животные живут дома рядом с человеком?
- Как можно назвать двумя словами кошку и собаку? (Домашние животные.)
Задание «Помоги мамам найти своих детёнышей. Соедини их линиями». (При выполнении задания дети должны не только соединить линиями маму и её детёныша, но и назвать их.)
- Помогите мамам найти своих детёнышей. Соедините их линиями.
3. Заключительная часть.
На мольберте слева животные деревни (корова, свинья, лошадь, куры, коза, овца, кошка, собака) обведены домиком с треугольной крышей. На мольберте справа контур многоэтажного дома.
- Ребята, кого из животных деревни мы сможем переселить в город?
(кошку и собаку)
Воспитатель помещает две другие картинки с котом и собакой в городской дом.
- Что можете сказать? Какой сделать вывод?
Д. – Собака и кошка могут жить и в городе, и в деревне.
- За что мы любим собак и кошек у себя дома? Если они не ловят мышей и не пасут стада овец, а наоборот, нуждаются в нашей заботе и нашем внимании?
(просто любим их, они хорошие, с ними весело, тепло и уютно)
- Что нового вы узнали о них?