Наталья Кравец
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Колокольная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Формирование базовой культуры личности воспитанников на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи.
Образовательные задачи:
- расширить представления детей о колоколах и колокольных звонах на Руси.
- познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания, колокольных звонах на Руси
Развивающие задачи:
- развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувство ритма.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Колокольная история“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- развивать связную речь, расширять словарный запас детей.
Воспитательные задачи
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине,
-воспитывать уважение к русским традициям, почитания колокола как символа русской земли.
Предварительная работа.
•Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
Материал к занятию.
• Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
•Выставка «Колокольчики» (разные виды, из разных материалов).
•Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест, Набат, Красный звон). Фрагмент песни «Москва златоглавая» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».
•Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).
•Заготовки колокольчиков,клей, кисточки, фломастеры, цветные карандаши, цветные салфетки.
Ход занятия.
Мотивационный этап
Дети заходят в группу, на столе стоит волшебный сундучок.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. Интересно, что в нем находится, как вы думаете?
Ответы детей.
Давайте я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона).
Воспитатель. Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет. Открывает сундучок и раздает детям колокольчики. Что это? Ответы детей. Рассмотрите их, что можно ими делать?
Дети. Звонить, звенеть.
Воспитатель. Давайте позвоним. Дети звонят в колокольчики.
Основной этап
Освоение новых знаний
Рассказ воспитателя с использование мультимедийной презентации
1 слайд.
Воспитатель. Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола? Ответы детей (В церкви, храме). Ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.
Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
2 слайд
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой. Селяне слышали звук било и собирались возле церкви.
Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой. В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии.
Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
3 слайд
Когда же появились первые колокола? Появились они в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Ответ детей (21 век).
Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад.
Отлит он был из меди и олова. Слово «колокол» означает - зов, шум, крики.
Словосочетание «колокольный звон» обозначает: звонить - ударять, бить, производить гул, бить в колокол, трясти колокольчиком.
Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.
4 слайд
- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она – «Иван Великий». (Обратить внимание детей на экран).
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.
5 слайд
- А самая известная звонница находится г. Ростове (Предложить полюбоваться красотой звонницы).Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку.
6 слайд.
А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом.
Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь колокол» (Детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык». Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое).
Воспитатель. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент. Тембр колокольчика - серебристый, нежный, звонкий. Тембр колокола - густой, насыщенный, величавый.
Колокольный звон будил жителей, напоминал о времени молитвы, звал на работу, на праздник, оповещал о пожарах, наводнениях, приближении врага, созывал народ для обсуждения важных дел.
А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время?Ответы детей.
В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники.
Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить.
7 слайд.
Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары.
8 слайд.
Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол.
9 слайд.
И последним послушаем Красный звон или его еще называют малиновый – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола.
10 слайд
В давние времена и в современное время, покупка колокольчика была радостным событием.
Веселые надписи:
«Под сим колокольчиком Валдая, мчится тройка удалая»
«Кто меня купит, тот счастлив будет».
«Кого люблю, тому дарю»
«Звоню, потешаю, еду потешаю»
«Купи меня, я увеселю тебя»
«Без языка и колокол нем»
11 слайд
Существует множество разновидностей колокольчиков и их использование в жизни
Поддужные (под дугой);
12 слайд
Пожарные - сигнальные;
13 слайд
Станционные - при ж/д станциях и
корабельные – рында;
14 слайд
Настольные - для вызова прислуги;
Дверные - прикреплялись к двери для звона в прихожей.
15 слайд
Свадебные ирыбацкие;
16 слайд
Пастушьи -на шее скота, для того, чтобы слышать, где корова на выпасе, для оберега от волков и сувенирные.
17 слайд
Колокола на Спасской башне.
18 слайд Знакомство с «Царь-колоколом»
Воспитатель. Ребята, а кто из вас знает, что такое «Царь-колокол»? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).
- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились? (Предложить высказать свою точку зрения).
- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся. Во время пожара народ сбежался спасать колокол, боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь «Царь-колокол» находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица «святых». Внизу мы видим красивый орнамент.
ФизминуткаМузыкальная игра с колокольчиком
В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.
Обратить внимание детей на выставку «Колокольчики».
Этап закрепления полученных знаний
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас на выставку. (Дети рассматривают на выставке разные колокольчики).
- Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Недаром в старинной песне поется: «Москва златоглавая, звон колоколов…» (Предложить послушать фрагмент песни «Москва златоглавая» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо»).
- Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи. (Предложить детям рассказать выученные заранее стихи).
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
* * *
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
19 слайд.
Воспитатель. Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами. (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).
Этап рефлексии
Воспитатель. А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения или создать новый (детям раздают силуэты бумажных колоколов, клей, фломастеры, цветные салфетки). Во время работы звучит церковная музыка. Воспитатель рассматривает работы детей, организует выставку.
Составила воспитатель подготовительной группы №10 Кравец Наталья Владимировна