ирина ясникова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми от 5 до 6 лет по теме «Рождество Христово»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа, о Рождестве Христово, как о великом православном празднике
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника, его традициями и обычаями.
Формирование духовно – нравственных ориентиров на основе христианских и традиционных общечеловеческих ценностей.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми от 5 до 6 лет по теме „Рождество Христово“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивать связную речь; упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, выразительно читать колядки; расширять словарный запас детей (вертеп, волхвы, отара, ясли, мирра, ладан, коляда и др.).
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать в парах и коллективе.
Воспитывать нравственно-духовное ценности, гуманистическое мировоззрение, стремление к проявлению этих ценностей в жизненной практике.
Состав группы воспитанников : дети старшей группы.
Актуальность: Современная система образования акцентирует внимание педагогов на необходимость духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Духовно – нравственной воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Место занятия в программе дошкольного образования: Занятие по теме : «Рождество Христово» контекстно накладывается на программное содержание, обозначенное в ООП ДО нашего МАДОУ, обогащает его и позволяет достичь большей результативности в воспитании духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: Программное содержание занятия напрямую решает задачи приобщения детей к духовно-нравственным ценностям российского (православного) народа. Содержание занятия направлено на ознакомление детей с великим православным праздником, на формирование бережного отношения друг к другу, интереса к культурным и духовным ценностям своего народа.
Форма проведения занятия : занятие – диалоги
Виды деятельности: социально – коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, музыкальная.
Предполагаемый результат:Дети знают о зиме, зимних явлениях, праздниках, забавах, празднике Рождество Христово и о его значении.
Обогащен словарь за счёт слов-действий, слов-признаков по теме «Зима», «Зимние забавы», «Рождество Христово» : (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать, Вифлеемская звезда, вертеп, волхвы, отара, ясли, мирра, ладан, коляда)
Понимают, рассуждают и делают адекватные объяснения, отвечая на вопросы по содержанию текста рассказа.
Умеют сотрудничать, работать в парах и коллективе.
Дидактическое оснащение и оборудование:
• Медиапроектор (интеративная доска, ноутбук.
• Презентация к занятию.
• Иллюстрации с изображением Рождества Иисуса Христа (на каждого ребенка).
• Видеофрагмент праздника «Колядки».
• Музыкальное сопровождене: волшебная, спокойная музыка.
• Раздаточный материал: листочки с заданиями «Дорисуй угощение», цветные карандаши.
• Мяч.
• Снежинка с загадкой.
Мотивационно – ориентировочная часть.
Дети и воспитатель проходят в группу.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, снежинка на окне, а на ней что то написано. Узнаем?Написано - загадка. Я уверена, что вы сможете отгадать!
Загадка.
Наступили холода, длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Ответы детей: Это бывает зимой.
Организация детской деятельности.
Мозговой штурм. Дети и воспитатель стоят в полукруге (в кругу). На экране презентация, слайд 1 зима.
Воспитатель : Правильно. Вспомним, какие характерные признаки зимы вы знаете? Зима какая? А снег какой? (мороз, ветер, дни, деревья, снежинки)
Ответы детей: Зима холодная, это зимний месяц.
Зима белая, потому что земля покрыта снегом.
Зима голая, потому что нет зелени.
Слайд 2. Зимние месяцы
Воспитатель : Назовите мне все зимние месяцы.
Ответы детей: Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Слайд 3. Зимние забавы.
Воспитатель : Верно. Зима-то холодна,а чем же нравится вам она?
Ответы детей: Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т. п.
Слайд 4. Зимние явления.
Воспитатель : Первому снегу рады все: и дети, и взрослые, и даже животные.
Ребята, а какие вы знаете зимние явления?
Ответы детей: метель, вьюга, мороз
Словесная игра: «Назови действие». Воспитатель и дети передают мяч по кругу, перечисляя слова – действия, признаки.
Воспитатель : Что делает мороз?
Ответы детей:трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит.
Воспитатель :Что делает метель?
Ответы детей: вьется, воет, метёт, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает.
Воспитатель : Что делает снег?
Ответы детей:идёт, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит.
Воспитатель :Что делают дети?
Ответы детей:гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются, развлекаются.
Воспитатель : Отлично ребята.
Диалог о Рождестве. Воспитатель и дети проходят на стульчики, на коврике, присаживаются в полукруг.
Воспитатель : Хорошо зимой: работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь. Всю работу летом да осенью переделаешь, а зимой можно отдохнуть да повеселиться. Ребята, проходите на стульчики.
Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Какие зимние праздники вы знаете?
Ответы детей:Новый год, Рождество, Крещение, «старый» новый год.
Слайд 5. Рождество.
Воспитатель :сегодня мы поговорим о возникновения великого православного праздника. Как вы думаете, что значит слово «Рождество»?
Ответы детей: Это день рождения.
Воспитатель : Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения!А как вы думаете, кто родился в этот день?
Ответы детей: В этот день родился самый главный человек в мире.
Родился ангел.
Родился Бог.
Воспитатель : Правильно.
Слайд 6. Волшебная ночь в канун Рождества. Звучит музыкальное сопровождение.
Рождество – это праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 6 на 7 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание, оно обязательно осуществится. Только желание должно быть добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос.
Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?
Ответы детей: мы хотим узнать.
Воспитатель : Сейчас я вам расскажу. Эта история очень интересная…
Слайд 7. Рождество Иисуса Христа. Воспитатель раздает детям картинки – иллюстрации.
Чудо Рождества в том, что первый и единственный раз навеки – вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Христа, Сына Божьего весть принес Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живет в его стране.
Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру – вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары (стада овец). Там и заночевали. Именно в эту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли (кормушка для скота) с сеном.
Неподалеку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:
- Не бойтесь! Я принес вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях.
В небесах в тот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы снова вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.
Второй вестью о рождении сына божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы – волхвы. Они догадались, что звезда – предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней.
Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребё нком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан (ароматическая смола) и мирру (ароматическая смола). А потом назвали Его Царём Неба и Земли.
Так и родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира.
Воспитатель :Ребята, понравилась ли вам история? А что вам запомнилось?
Ответы детей:Иисус Христос родился в пещере.
Его мама Мария, папа Иосиф.
Когда он родился, его положили в кормушки для сена.
Когда он родится, на небе зажглась яркая звездочка.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы.
- Когда родился Иисус Христос, днём или ночью? Как вы догадались? (звёзды на небе)
- Где он родился? (в пещере, в скалах, горах).
- Покажите мне на иллюстрации иконы маму Христа – Богородицу. А теперь его отца Иосифа.
- Как вы догадались, что это именно Иосиф, ведь на иконе изображены и другие мужчины. (Если дети ошиблись, показывая Иосифа или не смоли объяснить, почему это именно он, объяснить, что и у Богородицы Марии, и у Иосифа над головой нарисован нимб, как у всех святых).
- Посмотрите, с какой любовью смотрят на маленького Иисуса его родители. Почему? А ещё от младенца исходит свет, и этот свет освещает лица родителей.
- А кто другие мужчины, изображенные на иконе (Это пастухи. Они первые узнали о том, что родился Иисус – Спаситель мира)
-. Сообщили им об этом Ангелы, а путь указала загоревшаяся на небе яркая Вифлеемская звезда. Где она? Покажите мне. Правильно.
Воспитатель и дети складывают картинки.
Воспитатель : Такая удивительная история. Предлагаю вам немного подвигаться. Вставайте, ребята в серединку.
Слайд 8. Физкультминутка. Движения выполняются согласно словам по тексту.
Прилетели ангелочки – становились на носочки.
Вверх руками потянулись, и друг другу улыбнулись
Крылышки – расправили – в стороны направили,
Наклонились до земли, словно тяжести несли.
Ручками похлопали, ножками потопали.
Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, плечи развернули,
Повели руками чуть над головами.
А теперь им всем пора делать добрые дела.
Слайд 9. Праздничный стол.
Воспитатель :А вы знаете, что к празднику Рождества людитоже накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают гостей.
И мы с вами сейчас постараемся накрыть на стол. Мы поделимся на пары и пройдем за столы. Каждая пара возьмет по листочку – задания, цветные карандаши и начнет выполнять его, аккуратно раскрашивать.
Задание «Дорисуй угощение на праздничном столе». На фоне звучит музыкальное сопровождение.
Воспитатель :Молодцы, какие яркие, красивые угощения у нас вышли. Можно и гостей звать. Вы смогли договориться между собой, выполнили задания дружно.
Слайд 10. Колядки.
А еще в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами. А сейчас ребята, мы с вами посмотрим видеофрагмент колядования.
Просмотр видеофрагмента «Колядки». (2 – 3 минутки)
Воспитатель :Как весело, интересно и шумно это происходило раньше. Вам понравилось? Давайте и мы с вами выучим колядки. Ребята, вставай и проходите в кружок.
Сеем, веем, развеваем, с Рождеством вас поздравляем. Вы Христа прославляйте, угощения нам давайте!
Помогаю маме я. Колядую до утра. Пожалейте деточку,Дайте мне конфеточку!
Ангел с неба к нам спустился, и сказал: «Христос родился!». Мы Христа пришли прославить, а вас с праздником поздравить.
Воспитатель :Какие вы молодцы! Очень хорошо колядовали!
Рефлексивно – оценочная часть
Ребята,наше занятие подошло к концу, понравилось ли вам? Чем мы сегодня занимались? О чем разговаривали? Что нового вы узнали о Рождестве? Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей: Мы сегодня говорили о зиме, о празднике Рождестве.
Мне понравилась история рождения нашего боженьки, она волшебная.
Я узнал, что наш Бог родился в пещере, и когда он родился загорелась на небе звезда.
А нам понравилось выполнять задание вдвоём, мы с заданием быстро справились.
Воспитатель : Как это здорово. Колядки, которые с вами выучили пропоем на празднике, который скоро будет в нашем детском саду.
Список рекомендуемой литературы:
1. Воздвиженский П. Н. Библия в рассказах для детей.
2. Веретенников. А. «Светлый праздник – Рождество Христово».
3. Звезда Рождества : Святочные рассказы и стихи / Сост. Е. Тростникова. – М. : Дрофа, 2003.
4. Пастернака Б. «Рождественская звезда»
5. Путешествие с книгой «Рождество Христово» (Л. Л. Шевченко учебно-методический комплект «Добрый мир» кн. № 4).
6. https://religion.wikireading.ru/ Предание «Вифлеемский Младенец»
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождество_ Христово
8. Просмотр мультфильмов. «Рождественская история», «Метель», «Рождество» и др.