эльза рахматиева
«Что такое доброта?» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Приобщить детей к общечеловеческим ценностям (доброта, взаимопонимание, вежливость);
по формированию положительного опыта нравственных отношений и общения, которые характеризуются потребностью в гармоничном взаимодействии с окружающим миром.
Задачи:
- Создать в группе тёплый микроклимат;
- Поощрять стремление детей совершать добрые поступки;
- Заложить основы самопознания, формирования положительного образа Я; заботливого отношения к сверстникам;
- Расширять представления о доброте, добрых поступках;
- Формировать познавательные, коммуникативные навыки общения;
- Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.
Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о доброте
Материал к занятию: Цветик – семицветик, шкатулка, письмо, картинки с животными, рисунки с хорошими и плохими поступками
Ход занятия:
Звучит песня «Что такое доброта» Барбарики.
Воспитатель. Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель. Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Воспитатель: Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает стебель с лепестками) Ну надо же! Цветок где-то потерял свои лепестки. А из какой сказки этот цветок, вы догадались?
Дети: ДА "Цветик – семицветик".
Стук в дверь, приносят тазик, а в нём вода, морковка, ведро и рядом лежат конверт и шкатулка.
Воспитатель: Вот это да! Сюрпризы не закончились! Кто это может быть?
Дети: снеговик.
Воспитатель: правильно, он растаял, но сделал доброе дело.
Открывает конверт и читает его
"Дорогие, ребята!
Я, Фея вежливости и доброты, хотела подарить вам волшебный цветок «Цветик-семицветик». Но злая колдунья Злость перехватила его, заколдовала и спрятала его лепестки в шкатулку. Расколдовать можно, если вы выполните семь заданий. После каждого правильно выполненного задания шкатулка -откроется и вы получите один лепесток, а когда соберете все лепестки, то отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.
1 задание: Игра «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Трусливый - храбрый
2 задание: Игра «Выбери хорошие поступки»
Здесь нам нужно выбрать хорошие поступки.
1. Выставляются сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков. Воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ.
2. Без стука вбегает мальчик с рюкзаком. Вытаскивает из рюкзака сломанные игрушки, рвет книгу и бросает на пол и т. д. хвалится своими плохими поступками убегает
Воспитатель. Добрый ли этот мальчик? Посмотрите, как много разных предметов он принес: сломанная игрушка, порванная книга, зернышки, грязная чашка. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Ответы детей. Зернышками накормить птичек, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель. Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него бывает лицо в эту минуту?
Ответ детей: незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой
3 задание: Игра «Ласковое слово»
Сыграем в игру "Ласковое слово". Воспитатель называет слова, например: "Солнце", дети ласково "Солнышко"
Птица – птичка
дерево – деревце
сказка – сказочка
рука – ручка
ребенок – ребёночек
кольцо – колечко
сердце - сердечко
кошка – кошечка
мама – мамочка
Молодцы, вам понравились ласковые слова.
Да, ласковое, доброе слово душу согревает.
4 задание: Физ. Минутка «вокруг солнышка»
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять,
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся,
И в кружочек соберёмся.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
5 задание: Игра «Доскажи словечко»
Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
• Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
• Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
• Если друг попал в беду (помоги ему)
• Решай споры словами, (а не кулаками)
• Где бы ни были, на прощание мы говорим (до свидание)
• Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь (здравствуйте)
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
Воспитатель:
Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?
6 задание: «Рассказать стихи»
Дети рассказывают:
1. Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
2. Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть.
3. И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.
Дети рассказывают:
1. Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
2. Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
3. С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рада.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
7 задание: Игра «Цветик-семицветик»
Нужно загадать желание для всех людей
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы все были здоровы, счастливы, весёлыми, добрыми…
Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово "Доброта"
Заключительная часть
Этот волшебный цветок останется в нашей группе и первой, желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова (произносят). Я хочу, чтобы дети в нашем саду были самыми добрыми, самыми дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми!
Подведение итога
Ребята, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Мне понравилось, как вы работали на занятии. Что вам понравилось? (дети делятся впечатлением, своим мнением). Что вам запомнилось? Что нового узнали? Давайте крепко возьмемся за руки и подарим, друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»