Ольга Деянова
Конспект занятия «Песнь жаворонка» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое мероприятие
с детьми старшего дошкольного возраста
«Песнь жаворонка»
Деянова Ольга Александровна- музыкальный руководитель высшей кв. категории
МБДОУ детский сад «Солнышко»
г. Спасск - Рязанский
Цель:
Создание условий для расширения и обогащения знаний детей о жаворонке- вестнике весны средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки).
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Песнь жаворонка“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Песни. Все материалы на тему песен
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
1. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, особенности поведения в природе);
путём сравнения показать детям, как деятели искусства по-разному передают образ жаворонка;
учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях;
приобщать детей к культурным наследиям русского народа через приметы, пословицы и русские народные игры.
2. Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные средства, ритмопластика, аранжировка музыкальных произведений);
расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать любовь к искусству, через творческие способности детей, расширять их кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа;
воспитывать чувство удовлетворения от коллективного выполнения различных действий, от полученного результата;
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Упражнять детей в звукоподражании.
Социально- коммуникативное развитие: Знакомить детей с русской народной игрой «Жаворонки», старо - русским обычаем - водить хоровод.
Познавательное развитие: Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.
Физическое развитие: Формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения, предложенные музыкальным руководителем.
Методические приемы:
- Постановка цели занятия через создание проблемной ситуации.
- Словесный: беседа, использование словесно- художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.
- Словесно – слуховой (разучивание, пение)
- Слуховой (слушание музыки)
- Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ, рассматривание репродукций картин);
- Игровой (наглядно- действенный метод) : р. н. игра «Жаворонки» с использованием р. н. инструментов, ритмопластика;
- Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности);
- ИКТ;
- сюрпризный момент.
ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедиа с презентацией, аудиозапись пьес П. И. Чайковского, М. И. Глинка, детские музыкальные инструменты,
ватман для рисования, столы для творческой деятельности, краски, кисточки, свистулька – жаворонок.
Ход НОД.
Вход под «Песнь жаворонка».
Здравствуйте! Меня зовут Ольга Александровна. Рада видеть вас, какие вы симпатичные, да улыбчивые. Посмотрите, в окно нам солнышко улыбается, а какое сейчас время года?
Дети: весна
В народе так говорили:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазелениться,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Посмотрите, ребята, кто принес мне сегодня весну?
Дети: Птичка
Птичка – невеличка, она мне поможет с вами познакомиться. Я предлагаю спеть песенку про птичку, петь будем поочереди, сначала пою фразу я, а затем вы за мной повторяете, к кому птичка прилетит, тот ее погладит.
Прилетела птичка,
Птичка – невеличка.
Оля (.) гладит птичку
Птичку – невеличку.
М. Р. Проходите на стульчики, садитесь удобно, да прямо.
Посидим рядком, да поговорим ладком!
Я хочу вам рассказать, что птичка у меня непростая – она нам весну на крыльях принесла. (показ слайда)
Дети, какие характерные признаки весны вы видите на картине?
Дети: День стал длиннее, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из тёплых стран.
М. Р. — 22 марта - день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают различные птицы. Первыми возвращаются жаворонки (слайд)
— В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!»
Чтобы приблизить тепло и весну давным- давно на Руси люди придумали обряд (праздник) «Закликание жаворонков». Давайте и мы с вами покличем весну (разучивание и пение р. н. заклички) «Жаворонушки, прилетите-ка!»
И вот ранним утром донесется трель- “чри-чрии-и”. (слайд Юон)
Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».
Послушайте голос жаворонка (запись)
М. Р: Какой голос у жаворонка?
Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный.
М. Р (слайд) Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка : Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.
Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны (Василий Жуковский)
Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте романс М. И. Глинка «Жаворонок»
Звучит «Жаворонок» М. И. Глинка (слайд Глинка) слушание закрытыми глазами.
Какое настроение у вас вызвала прослушанная музыка?
Что вы представили, услышав эту музыку?
Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»
Роль «жаворонка» выполняет педагог, у него в руках свистулька - жаворонок. Он входит в круг, который образуют дети. «Жаворонок» идет в кругу навстречу движению детей. Все проговаривают:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
(Все останавливаются)
- «Жаворонок» - педагог обращается к стоящему напротив него ребенка и проговаривает слова:
Если сможешь повторить -
Будем мы с тобой дружить.
(«жаворонок» на свистульке играет ритмический рисунок, а стоящий напротив ребенок должен его повторить, играя на своем музыкальном инструменте, напр: треугольник, дудочка, свистулька).
Молодцы, жаворонок со всеми подружился (садимся на место)
Ребята, многие художники на своих картинах рисовали жаворонка. Посмотрите на экран, перед вами картина Ван Гога «Жаворонок над пшеничным полем», какие цвета использовал художник? (желтый, зеленый, голубой, оранжевый)
Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем:
“чри- чрии- и”.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.
(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом)
Ребята, русский композитор П. И. Чайковский (слайд) написал цикл «Времена года», это 12 пьес для фортепиано, посвященных каждому месяцу года, и март он назвал «Песнь жаворонка». Я предлагаю вам послушать отрывок из этой пьесы и подумать, какими красками вы бы могли изобразить эту музыку?
(слушание)
Я предлагаю вам на некоторое время стать художниками, мы будем рисовать с вами необычную картину, в которой вы отразите свое настроение к сегодняшнемузанятию. (широкими мазками (технику рисования, рисовать кисточками)
Рисовать нам будет помогать музыка П. И. Чайковского «Песнь жаворонка»
Пока, краска на нашей картине подсыхает, я предлагаю вам изобразить «Песнь жаворонка» музыкальными инструментами. (играют)
Посмотрите, какая радостная музыкальная картина, пробуждающейся природы у нас получилась. Сколько в музыке и на картине солнца, голубизны. Всё это создаёт радостное настроение.
Много действий мы с вами сегодня совершали на занятии, со многими событиями, неизвестными для вас до сегодняшнего дня, познакомились.
предлагаю вспомнить, о чем узнали:
- Ребята, о какой птице мы сегодня говорили?
- Что означает прилет этой птицы?
- Что для вас было самым интересным на нашем занятии?
А теперь посмотрите на нашу картину, она оказалась волшебной (открываю, к нам в гости прилетел жаворонок. Я предлагаю взять его с собой в группу, чтобы у вас всегда было весеннее и радостное настроение.
На память я вам дарю силуэты жаворонка, а вы, придя в группу, по своему настроению и воспоминанию о занятии его раскрасите.
Ребята, мы с жаворонком говорим вам большое спасибо за работу.
Я с вами прощаюсь, до свидания.